Часть полного текста документа:Филос(Платон)-наука, содержан кот явл онтологич, гносеолог, методолог проблемы+филос осмысл-ние коренных этич, соц, др. проблем. В процессе становл круг проблем Ф менялся. Нач период-космоцентризм (понять мир как целое, происх, сущность),?антропо- центризм?теоцентризм(средневек). Ф-ции:1)миро- воззренч проблема-отнош к миру, мышлен к бытию (осн вопр Ф), через это осознается роль чел-ка в мире. В зав-ти от решен осн вопр Ф: материалисты(материя сущ вне и нез-мо от сознания, сознан-производн от ма- терии); идеалисты(1-духовн, сознание) объективные (объект, независящ от чел-ка дух начало), субъективн (первичн сознание-чел-к). Дуалистич филос система- учения, признающ объективн существ матер мира, но не отриц его божеств творения. Ни одна частн наука не может выполнить эти ф-ции. 2)Гносеолог(познават). Может ли наше мышление познать действ мир?-Агнос- тики(отриц возм-ть достоверно понять мир), философы- (можно-гносеологич оптимизм). Направления теории познания: эмпирич(опыт), рациональн(абстрактн мышл, з-ны логики). Иррациональн Ф-идеи об ограниченности познават возм-тей чел-ка. Рацион познанию противосто- ит сверхестеств позн(инстинкт, интуиция). 3)Методоло- гич(мир в сост покоя или измен, развив): "неподвижные метафизич взгляд, "текучий", диалектич взгляд(динамика). 4)Интегрирующ(Ф опир на спец науки, обобщает их вы- воды, объед их на основе своих ф-ций, методов познания) 5)Аксиологич(Ф ориентир на опред ценности, дает им оценку, формир систему ценностей, идеал. 6)Критическая (Ф подвергает критич оценке то, что не соотв её идеалам.) Предмет Ф-всеобщ(универс хар-ки) св-ва и связи действ- ти-природы общ-ва, человека, отнош объект действ-ти и субъект мира, матер и идеальн, бытия и мышления. Пред- мет Ф сущ нез-мо от нее. Содерж Ф-проблемы и их исследо- вание, опир на опред филос принципы, з-ны категории. История Ф-процесс становл, развит, смены и борьбы филос учений и школ. Системы знаний: Панфилос напр(Ф-"на- ука наук"), сциентич(отриц Ф как отд области знаний, позитивизм(Ф утратила свой предмет, отказ от Ф), антисциен (Ф сущ самост, отриц значение д/Ф науки и рацио познания. Ф и наука взаимосвязан. Решая задачи, они наход во взаимод. Древнеинд Ф: 1 тыс до н.э. "Веды"(миф и религия)+ коммен- тарии(жанры): брахманы(ритуал), араньяки(образ жизни от- шельников), упанишады(филос коммент). Свод-Шрути(свящ откровен). Упаниш-проблемы обоснования бытия. Источник всего сущ-Верховное бож-во(ансара)-не м б познан, нет вопло- щен, воплощ в Брахмана-творца видимого мира, передал власть своим потомкам. Воплощ Бр в чел-ке-атман(2 облика: матер-веществ субстрат, дух-невидимая субстанция). Цель познания-проникнов в мир магич ритуала, ср-ва познания- "турии"_мистич интуиции-Ведическ идеализм. Санкхъя: Основ-ль-Капила. Смысл бытия-Пуруша, нематер, не м б объектом познания-дух начало. Веществ начало-пракри- ти, первоматерия, первопричина, нез-ма от Пуруши-дуализм санкхъи. Пракрити изменяется. Сост из 3 гун: проявление (удовольств), акт-ть(страдание), пассив-ть(безразличие)- не воспринимаемы физически. Взаимод гун-движ пракрити. Пуруша+пракрити=джива(жив сущ-во, как чел тело). Пуруша побуждает развитие мира. 25 начал пракрити(первопричина физич и психич страданий). В силу незнания Пуруша смеши- вает себя с миром(вещью). Рез-т-страдание, радость, т д. Нбх выйти из этого, быть бесстрастным, не вовлекаться в события. Пуруша(Я) станов свободным-мокша. ............ |