Часть полного текста документа:Сиддхартха А. Стрелков Сиддхартха (Siddhartha) - имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха ("Пробужденный"), Гаутама (Готама - по имени одного из родов племени Шакья, к которому он принадлежал) или Шакья Муни - "Мудрец из племени Шакья". Условно считается, что он родился приблизительно ок. 563, умер ок. 483 до н. э., хотя исторически его существование не доказано. Легендарная биография С.-Буддхы, излагаемая в канонических сочинениях буддистов, включает ряд драматических положений и воздействующих на чувство слушателя контрастных ситуаций. "Четыре встречи" воспитанного в роскоши и неге юноши с мертвецом, больным, старцем и отшельником - встречи, открывающие С. "тщету и суету земного"; уход его из отчего дома в поисках истинного знания; искушение С. царем демонов - Марой, обещающим ему власть над миром; познание С. "истинного пути" освобождения от вечного круга рождений; его дальнейшая жизнь нищего скитальца-проповедника, живущего лишь для того, чтобы "наставить на путь истины" свой народ; предательство ученика и родственника С. - Девадатти; спор царств из-за праха Буддхы - таковы наиболее яркие мотивы этой легенды, использованные не раз мировой литературой для пропаганды идей квиетизма и "непротивления злу". Возникновение легенды о жизни С.-Буддхы в Сев. Индии в середине первого тысячелетия до н. э. является чрезвычайно показательным. К этому времени в основном закончен распад родового строя на севере полуострова, и мы имеем вполне сложившееся классовое общество. Господствующим классом выступает класс феодалов-кшатриев, выразителями идеологии которых являются брахманы. К кшатриям примыкают и другие привилегированные касты. В этот период уже значительна роль торговых слоев вполне сложившихся и быстро растущих городских центров. Торговым городским слоям было совсем не на-руку кастовое деление, и они повидимому ищут из него выхода. На основе подобных социальных отношений в Сев. Индии и развивается буддизм с характерным для него пессимистич. мировоззрением и индивидуализмом. Повидимому к этому периоду следует отнести возникновение и другого индийского легендарного образа "Махапуруши" (великого человека, героя), одаренного всеми качествами военного аристократа. Очевидно в лице С. мы имеем слияние двух художеств. образов, возникших в той же социальной среде: С. часто называется в буддийской литературе Махапуруша. Проповедь Буддхы в ее "внесословном" аспекте была весьма выгодна торговым слоям индийского города того времени. Это подтверждают основные буддийские легенды, где купцу отведена не последняя роль. Буддизм был порождением города, а не сельской общины, как это думали некоторые. В легендах более позднего времени, в частности в джатаках , купец почти всегда выступает в положительной роли. Хотя эти литературные произведения и датируются в дошедших до нас редакциях начиная с I в. до н. э., однако нельзя не усматривать в них более раннюю основу. В европейской литературе о буддизме существует три основных точки зрения на легенду о С. Одни исследователи, среди которых первое место занимает Керн (H. Kern, 1830-1917), считают, что все сказание является сплошным вымыслом, возникшим в VI-V вв. до н. э. на севере Индии. Другие, и в первую очередь Сенар (E. Senart, 1847-1928), допускают, что в основу легенды легло жизнеописание религиозного реформатора, жившего в середине первого тысячелетия до н. ............ |