Часть полного текста документа:Симадзаки Тосон С. Сано Симадзаки Тосон (Симадзаки Харуки, 1872-) - крупнейший из современных писателей Японии, признанный классик буржуазной литературы, создатель современного японского литературного языка. Первый сборник стихов "Вакана-сю" (Молодые плоды, 1897) рисует С. Т. как восторженного романтического поэта, находившегося под сильнейшим влиянием английских прерафаэлитов. Таков же и второй сборник "Хитока-бунэ" (Лепесток-ладья, 1898). Однако "Нацугуса" (Летняя трава, 1898), содержащий стихи, написанные под влиянием пребывания в деревне, уже знаменует начало перехода С. Т. к поэзии реальной природы и жизни. Этот переход закрепляется в последнем сб. "Ракубайсю" (Опавшие цветы сливы, 1900), где появляются уже темы крестьянской жизни, труда, конечно в идеалистической трактовке. Такая эволюция приводит С. Т. к прозе. Историческая заслуга поэта С. Т. в истории японской поэзии в том, что он (совместно с Дои Бансуй) окончательно утвердил в Японии форму так наз. "нового стиха" (синтайси), резко порвавшего с традициями феодальной поэзии и превратившегося в основной вид новой японской буржуазной поэзии. В 1904-1905 появился его первый большой роман "Хакай" (Нарушенный завет), сразу сделавший имя автора знаменитым. С. Т. поднимает в нем большую общественную проблему - проблему социального неравенства, выступая в нем в защиту японских париев (эта) в духе широко развивавшегося тогда среди либеральной буржуазии "движения сочувствия". Вслед за этим он издал два романа: "Хару" (Весна, 1907) и "Иэ" (Семья, 1909-1910) - большие полотна общественной жизни тех лет. "Хару" рисует то поколение мечтателей, энтузиастов юношей, мечущихся от бурного восторга к крайнему пессимизму, современником которого был сам автор. "Иэ" рисует судьбу большой помещичьей семьи, приводимой развертывающимся капитализмом к распаду и к необходимости искать новых путей. Историческая заслуга С. Т. этого этапа в том, что он окончательно укрепил в японской литературе жанр реалистического (в японской литературе именуемого "натуралистическим") общественно-проблемного романа в духе настроений передовых слоев буржуазной интеллигенции тех лет. В этих романах достигает своей законченности новый японский литературный язык. В 1913 С. Т. уехал во Францию, откуда возвратился только в 1916. В 1918-1919 вышел его новый роман "Синсэй" (Новая жизнь), отражающий новую фазу его творческого развития. Сюжет романа - любовь пожилого мужчины к молодой девушке - служит автору уже не для широких полотен общественной жизни, а для сложных психологических узоров. Из-за этого психологизма, обилия самопризнаний и самоанализа этот роман многие называют "Исповедью". После нескольких мелких вещей, из которых наиболее значительна повесть "Араси" (Буря, 1927), с 1929 по 1932 С. печатает новый роман "Иоакэ-маэ" (Пред рассветом) - грандиозную историческую эпопею, долженствующую охватить всю революционную эпоху 1853-1867 и показать крушение феодализма и рождение современной Японии. Судя по первому вышедшему тому, автор не подымается до понимания событий тех лет как революции, не может понять и половинчатости этой революции (так наз. революции Мейдзи, 1867), обеспечившей сохранение в Японии ряда феодальных элементов. Тем не менее автор дает ярчайшую картину той эпохи, и успех его романа огромен: с 1931 он уже выдержал 25 изданий. ............ |