СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1 Цветовая палитра 1 части
2 Изменение окружающего мира 2 части
3 Яркие краски сна «смешного человека» 3 часть
4 Цвета счастья «смешного человека» 4 часть
5 Светлая истина 5 часть
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Впервые фантастический рассказ «Сон смешного человека» был опубликован в «Дневнике писателя» в апреле 1877 года (ранний набросок датируется приблизительно первой половиной апреля, второй - концом апреля).
«Что касается жанра, то Достоевский «наполнил рассказ глубоким философским смыслом, придал ему психологическую выразительность и серьезное идеологическое значение. Он доказал, что рассказ способен решать такие проблемы высоких жанров (поэмы, трагедии, романы, повести), как проблема нравственного выбора, совести, истины, смысла жизни и судьбы человека».[1]
«Сон смешного человека» - это рассказ о нравственном прозрении героя посредством сна, об обретении им истины. Герой рассматриваемого нами рассказа решил застрелиться. Он потерял веру в Бога и в собственные силы, ему было всё равно, он устал быть посмешищем в глазах других. Случись что-нибудь ужасное, рухни весь мир, ему было бы всё равно. Поистине самое худшее состояние человека- это когда ему всё равно. У него нет цели в жизни, нет веры в себя, у него, попросту говоря, нет ничего.
Болезнь времени - болезнь духа и души: отсутствие высшей идеи существования. Это характерно для всеевропейского кризиса традиционной религиозности. А из неё, из этой самой «высшей идеи», из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желание жить. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что человек не в состоянии жить, если у него нет веры в Бога и в бессмертие души. Именно эту мысль показал читателю Достоевский в рассказе «Сон смешного человека». Все поступки, рассуждения смешного человека говорят нам о его отчаявшемся положении. До того момента, как он узнает истину, он - «мертвец» (человек без цели, без чувств, без желания жить), узнав же истину, он словно оживает, мир больше не видится ему в темных красках, теперь человек самое яркое, светлое и чистое в этом мире, он знает истину и хочет рассказать ее миру.
Произведение Достоевского «Сон смешного человека» очень хорошо изучено. Например, В.Я. Кирпотин писал:
«Смешной человек» отличается от других самоубийц Достоевского: Кирилов застрелился, чтобы доказать, что он – Бог; Крафт покончил собой от неверия в Россию; Ипполит пытался лишить себя жизни от ненависти к «слепой и наглой» природе; Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости; «смешной человек» же не может выдержать психологической и моральной тяжести солипсизма».[2]
Лосский Н.О. выяснил: «Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в них выступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение, но не создают «второго плана». В рассказе «Сон смешного человека» сон вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по совсем другим законам, чем обычная жизнь (иногда прямо как «мир наизнанку»)».[3]
"Мучительно переживая свою вину в развращении и уничтожении «золотого века» на планете, «смешной человек» хочет искупить ее. ............