Часть полного текста документа:Сирано де Бержерак А. Шабад Бержерак-де (Cyrano Savinien de Bergerac, 1619-1655) - французский писатель. Вел жизнь, полную авантюр, участвовал в движении фронды (последняя попытка феодализма отстоять свою самостоятельность от абсолютизма), умер в нищете. Занимался математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого Гассенди и имел общение с Томмазо Кампанелла, проживавшим последние годы жизни в Париже. В философском мировоззрении Б., как у его учителей, соединялись крайности. Он верил в необходимость духовного развития человечества под знаком точного знания, которым увлекался, но с этим уживались мистико-пантеистические доктрины Джордано Бруно, Агриппы Неттесгеймского и того же Кампанелла (т. е. каббала и астрология). К этому надо прибавить, что он принадлежал к либертэнам (см. "Французская литература"), будучи в оппозиции к официальной религии и власти. Свое политическое свободомыслие он выразил в трагедии "Agrippine" (1654), повлиявшей на Корнеля . В литературе Б. остался "диким", не примкнув "организационно" к какой-либо литературной школе и рассорившись со всеми своими литературными друзьями (в том числе с Мольером). Но заостренная пародийность, ирония, направленная против всех почти современных ему течений, наконец элементы травестии позволяют сблизить творчество Б. с творчеством бурлескных писателей. Крупнейшие его произведения - прозаические фантазии-утопии: "Histoire comique des Etats et des mpires du Soleil" (Комическая история государств Солнца, 1654), где пародируется "Город Солнца" Кампанеллы, и "L'autre Monde ou les Etats et Empires de la Lune" (Иной мир или государства Луны), посмертн. (1656). Здесь чрезвычайно большую роль играет научно-фантастический элемент: развивая идею Кеплера и других ученых XVII в. о населенности луны, Б. (перевоплощаясь в своего героя) конструирует аппараты, преодолевающие влияние земного вращения (притяжение было еще неизвестно в 1650), и попадает на Луну. Одним из "государств" Луны является земной рай, населенный архангелами (что дает повод к беспощадным насмешкам Б. над католическим антропоморфизмом и наивными описаниями загробного мира); изгнанный из рая за еретические высказывания по поводу ангелологии, Б. попадает в государство "стихийных духов", о которых так много говорили розенкрейцеры (оккультное сообщество XVII в.) и др. мистические писатели. Духи изображаются в образе людей, ходящих на четвереньках; почти все время герой проводит в философских беседах, где трудно провести грань между иронией и серьезным тоном и где Б. излагает свою философию. В конце концов его, как пришельца, изгоняют обратно на землю. Здесь бурлеска не реалистична, как то было у Скаррона, а скорее символична. Утопии Б. оказали значительное влияние на "Путешествие Гулливера" Свифта и на "Микромегас" Вольтера. Из прочих произведений Б. выделяется комедия-фарс "Le pedant joue" (Осмеянный педант, 1654), повлиявшая на Мольера , заимствовавшего оттуда целых две сцены "Проделок Скапена". Лучшие образцы лирики Б. приводятся в комедии Ростана "Сирано де Б." (1897), которая дает необычайно колоритное, но несколько одностороннее изображение Б., долгое время пользовавшегося лишь анекдотической известностью и только в XIX в. ставшего предметом внимания критики. Список литературы I. Издания сочинений Б., 1676, 1699, 1855, 1858. ............ |