Часть полного текста документа: Система воспитания как условие становления личности - 2 - 2Система воспитания как условие развития личности Воспитание растущего человека как формирование развитой лич- ности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует уси- лий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования челове- ка. В этом двуедином процессе реальная возможность развития че- ловека как личности обеспечивается всей совокупностью материаль- ных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не реша- ет задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.Целевая ус- тановка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономичес- кой, социальной, культурной и политической жизни, личностно-об- щественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то вос- питательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традици- онно сложившиеся ее формы, результат действия которых может ока- заться в противоречии с целями воспитания. - 3 - Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкрет- ного общества, но постепенно средства и способы организации ста- новятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей ново- го круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эф- фективное функционирование новых форм воспроизводящей деятель- ности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества пос- тоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. ............ |