Часть полного текста документа:Системный рейтинг депутата Вяткин Виктор Борисович Аннотация: Статья посвящена процедуре принятия законодательных решений в избирательных органах государственной власти. Предложено голосу каждого депутата ставить в соответствие его индивидуальный рейтинг, представляющий собой значение определенной информационной функции, аргументами которой являются факторы, характеризующие результаты избирательной кампании. К числу основных регулятивных факторов, определяющих качество жизни большинства населения, относятся законодательные решения, коллегиально принимаемые избирательными органами государственной власти (Гос. Дума, Обл. Дума и т.д.). Процедура принятия решений при этом в настоящее время сводится к простому подсчету количества голосов, поданных депутатами в качестве "за", "против", "воздержался". И, соответственно, для того, чтобы какой-либо законодательный акт получил "путевку в жизнь", необходимо, как правило, чтобы в его отношении проголосовало "за", как минимум, 50 % депутатов плюс один голос. В первом приближении такая процедура принятия законодательных решений выглядит весьма демократичной, поскольку в ней реализуется основной принцип демократии - воля большинства. Вместе с тем, рассматривая всю совокупность избирателей (электорат) выборного органа, как единое системное образование, автономными частями (системными объектами) которого являются электораты депутатских (избирательных) округов, можно утверждать, что такой порядок принятия решений далеко не всегда может адекватно отражать реальное отношение к законодательным актам, выносимым на голосование, со стороны большинства электората выборного органа в целом и, как следствие, в отношении последнего может приводить к нарушению отмеченного демократического принципа. Дело в том, что вес (значимость) голосов различных депутатов с позиций объединенного электората выборного органа, как единого системного образования, не является постоянной величиной и функционально зависит от ряда факторов, характеризующих как результаты избирательных компаний по округам, так и относительную представительность округов по числу избирателей. К таким факторам, в первую очередь, относятся: количество голосов избирателей, обеспечивших победу депутата на выборах (положительный электорат депутата); количество избирателей по депутатскому округу, принявших участие в выборах (явочный электорат депутата); номинальная численность электората депутатского округа (представительный электорат депутата); номинальная численность электората выборного органа по всей совокупности избирательных округов (представительный электорат выборного органа). Совокупность приведенных факторов по каждому депутату образует его индивидуальную электоральную систему (рис. 1), информационно-количественные характеристики которой должны учитываться в процессе принятия законодательных решений. В противном случае соответствие принятых решений преобладающему мнению интегрального электората всех округов может быть поставлено под сомнение. Изложенный материал свидетельствует, что разумно и необходимо голосу каждого депутата ставить в соответствие его индивидуальный системный рейтинг (R), представляющий собой значение некоторой информационной функции, аргументами которой являются отмеченные выше факторы. ............ |