Часть полного текста документа:Системы навигации А.В. Федотов, кандидат военно-морских наук, контр-адмирал С началом создания ракетно-ядерного флота в СССР (1958-1964гг.) стало ясно, что для повышения эффективности действия подводных лодок с атомными энергетическими установками и использования ракетного оружия и с кораблей, и с подводных лодок требуется решить ряд сложных задач: навигационного обеспечения, курсоуказания в любой широте, включая Северный полюс (широта90°), и сложного маневрирования со сравнительно большой скоростью; автоматического счисления текущих координат и отображение на карте пройденного пути на любой широте плавания; длительного высокоточного хранения координат без использования средств коррекции, нарушающих скрытность действия подводных лодок, а также при подледном плавании, исключающем возможность всплытия подводной лодки в любой момент, что повышало требования к надежности и точности технических средств навигации. Для решения новых возникших проблем навигационного обеспечения ракетно-ядерного флота страны были перепрофилированы специальные научно-исследовательские институты в Москве, Ленинграде, Баку. Кроме того, были привлечены силы многих научных учреждений страны, работающих в области радиоэлектроники, гироскопии, вычислительной техники, спутниковых навигационных систем, радионавигационных систем, навигационной гидроакустики, оптики, радиоастрономии и других областях. При этом приоритетными направлениями исследований явились создание: навигационных комплексов для подводных лодок; корабельных инерциальных навигационных систем; спутниковых радионавигационных систем. Большой объем научных исследований проводился в 60-е и особенно в 70-80-е годы в институтах АНСССР и АН союзных республик, в прикладных институтах промышленности и Военно-Морского Флота. Созданный в 1950г. принципиально новый штурманский прибор - автопрокладчик "Путь-1" можно считать прообразом навигационного комплекса. Дальнейшая интеграция навигационных приборов привела к созданию навигационного комплекса для первой атомной подводной лодки (главный конструктор Э.И.Эллер, заместитель А.И.Вдовин). Однако этот комплекс еще не мог обеспечить плавание в широтах выше 80°. В 1953г. к разработке гироскопических приборов для атомных подводных лодок был привлечен НИИ-303 (ныне ЦНИИ "Электроприбор") - единственное в то время предприятие, обладавшее технологией изготовления гироскопов на аэродинамическом подвесе. По результатам проведенных в 50-х годах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в НИИ-303 был разработан навигационный комплекс "Сила-Н", основанный на применении шаровых гироскопов и аналоговых электромеханических счетно-решающих устройств и элементов. В апреле 1963г. за разработку навигационного комплекса "Сила-Н" Ленинской премии СССР были удостоены Г.Д.Блюмин, П.М.Дианов, В.Н.Дукальский, А.Е.Елькин, А.И.Коган, Г.М.Малышев, В.И.Маслевский, М.И.Пахомов, Ю.Д.Рихтерман, В.Д.Теплов и С.Ф.Фармаковский. Военно-Морским Флотом в конце 50-х годов было выдано техническое задание на разработку всеширотного навигационного комплекса. Создать всеширотный навигационный комплекс проще всего было бы, используя инерциальную навигационную систему. Но в то время для этого не имелось высокоточных гироскопов и надежных вычислительных средств. Без инерциальной системы возникли трудности в создании курсоуказателей и систем автоматической прокладки, способных работать в высоких широтах. ............ |