Министерство образования и науки Российской Федерации
Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева
РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Учебное пособие «системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и методика применения мультимедийных средств в профессиональной деятельности»
Новомосковск
1. Назначение, краткая характеристика и требования к системам проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
В российском обществе происходят кардинальные изменения, которые неизбежно влекут за собой перемены в системе профессионального обучения.
Обучение (преподавание+учение) – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в результате которого обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личные качества.
Качество профессиональной подготовки зависит от обоснованности и глубины связи трех основных составляющих:
þ Цели обучения (для чего учить).
þ Содержания обучения (чему учить).
þ Принципов организации учебного процесса (как учить).
Качество профессиональной подготовки зависит и от выбора технологии обучения. Наиболее перспективны компьютерные технологии, которые предусматривают:
þ Обучение с использованием авторских курсов преподавателей на «твердых» и электронных носителях.
þ Обучение через сеть Интернет, включая видеоконференции.
Эти технологии можно с успехом применять в сфере очного, заочного и дополнительного образования; в сфере переподготовки и аттестации кадров работников образования; создания компьютерных обучающих комплексов для учащихся школ и ВУЗов; подготовки систем дистанционного обучения.
Задача дистанционного обучения – учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым пользователем.
Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного обучения.
þ Во-первых, доступность обучения. Процесс обучения может начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени и сил); он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. При этом могут учитываться субъективные особенности обучаемых пользователей: начальные знания, специфика освоения материала и т. д.
þ Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия.
Среди форм представления и организации информации в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения можно выделить:
þ Использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации: – мультимедиа. Мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления».
þ Нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов. ............