Часть полного текста документа:Скандинавская мифология- это, прежде всего мифология викингов, воинов, военных вождей, конунгов. На протяжении веков она создавалась именно ими и носила, в основном, характер воинственный. Военные походы были одним из основных источников пополнения богатства и процветания страны. Климатические условия не позволяли скандинавам в полной мере заниматься земледелием и скотоводством. Поэтому боги у них делились, в основном, на две большие группы: покровители войны, сражений и покровители плодородия. Говоря о скандинавской мифологии, нельзя не сказать несколько слов о викингах. Викинги - морские разбойники, совершавшие в 9-10 вв. военные походы протяженностью до 8000 км. На востоке они достигали границ Персии, на западе - Нового Света. Слово " викинг" восходит к древненорвежскому слову " викингр ". Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к слову " вик " - фиорд, бухта. Слово " викинг" (букв. Человек из фиорда) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. Французы называли их норманнами (т. е. людьми с севера), англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары и арабы именовали викингов варягами или русью. Куда бы ни отправлялись викинги, они безжалостно грабили и захватывали чужие земли, уводили людей в рабство. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями (Англия, Шотландия, Ирландия, Нормандия во Франции, Исландия, Гренландия, побережье Северной Америки, Балтику, Русь). Несмотря на военные походы, Скандинавия для каких-то внешних влияний оставалась страной относительно замкнутой, сохраняя и развивая древнейшие верования и обычаи. Переход к христианству произошел поздно. Языческие верования не истреблялись огнем и мечом, а постепенно становились сагами, легендами. В 1643 г. исландский любитель старины епископ Брюньольв Свейссон обнаружил рукописный сборник древних песен, составленный, судя по всему, в 13 в. Она хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене под названием " Королевский кодекс". В историю же она вошла как " Старшая Эдда". К этому времени уже было известно сочинение исландского политического деятеля, ученого, поэта Снорри Стурлусона (1178-1241), которое являлось своего рода учебником поэтического искусства скальдов и в котором была отражена скандинавская языческая мифология. Называлось оно также "Эдда". Поскольку у Стурлусона многие сюжеты совпадали с соответствующими местами "Старшей Эдды", Брюньольв предположил, что найденная им рукопись является подлинной, первоначальной "Эддой", послужившей источником для цитат и пересказов у Стурлусона. Таким образом, за анонимным Королевским кодексом" закрепилось название "Старшая Эдда", а за сборником Снорри - "Младшая Эдда". Значение слова "Эдда" не установлено: иногда его интерпретируют как " книга из Одды" (по названию местности, где провел детство Стурлусон); иногда как "поэзия", иногда даже как "прабабка". Песни Эдды расположены в определенном порядке: сначала песни о богах, а затем о героях. Хотя принято говорить о стройной системе скандинавской мифологии, эта системность скорее вторична, выявленная исследователями с использованием множества дополнительных источников и отсутствующая в самой "Эдде". ............ |