ГОУ ВПО «Российский государственный
педагогический университет им. А.И.Герцена»
Факультет философии человека
Кафедра теории и истории культуры
Творческое задание по дисциплине
«Человек в системе культуры»
сказка э.т.а. гофмана "крошка цахес, по прозванию циннобер" как литературное событие в моей жизни
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Эссе
Рабочие материалы
Список литературы
Лист самооценки
Оценочный лист рецензента
Эссе
Вы можете представить себя сидящим на крыше дома в маленьком городе крохотной европейской страны? Смотрите на ручейки улиц где-то внизу, торопящихся куда-то людей, маленьких людей занятых своими мыслями, заполненных своими амбициями, дарящих свой талант или прячущих его, а может присваивающих чужие подвиги? Представили? Тогда я предлагаю Вам сменить столетие на нашей крыше, пусть будет век ХIХ, а теперь смотрите внимательно…
На раскаленной солнцем земле лежит женщина, она устала от забот и горестей, её жалобы на собственную судьбу, слышимые любым проходящим мимо, действительно вызывают сострадание, но желание помочь ей в нищете и бедности не вызывают. Рядом копошится странное существо, в котором с трудом угадывается ребенок, «весь он напоминал раздвоенную редьку», он не умеет говорить, а лишь мяукает и недовольно урчит, но вид его менее всего напоминает котенка.
Пожалуй, немного отойдем от сюжета, я бы хотела снова спросить, - а Вы верите в волшебство? Разве не видели Вы на улицах своего города волшебников и волшебниц? От одного взгляда на которых становится хорошо, или же напротив весьма скверно, которые за минуты меняют Ваше представление о чем-либо? А может в раннем детстве Вы не считали волшебством превращение листа бумаги в самолет или кораблик? Значит, скорее Вы согласитесь, что волшебство всё-таки существует, тогда есть смысл продолжать, потому, как на горизонте появляется Фройляйн фон Розеншён…
Дама высокого, роста статной осанки и тонкой складки между бровей, предававшей ей излишней строгости, останавливается возле спящей женщины преисполненная сострадания и появившегося желания хоть чем-то приукрасить её судьбу. Фройляйн фон Розеншён и завязывает судьбу крошки Цахеса, по прозванию Циннобер…
Уродец путем присвоения чужих заслуг становится министром, разве только в те годы и в том маленьком городке случались подобные вещи? конечно, нет. Бездари считаются талантами, а таланты прячутся за спинами более успешных, любимцев фортуны или просто наглецов и ловкачей. Только вот Цахес делал это не сознательно, а благодаря подарку волшебницы, благодаря её гребешку, распутывавшему его непослушные волосы, винить в собственной подлости гребешки, людям, не являющимся сказочными персонажами, возможности нет, потому этими самыми гребешками становятся рассказы о собственном трудолюбии и абсолютной самостоятельности в достижении каких-либо высот. Не стоит также забывать о том, что перед смертью Циннобера его истинное лицо открывается, пусть и не намеренно, далеко не каждый открывается и в последние минуты, будь то минуты триумфа, позора или признания, возможно, потому что какие из всех минут окажутся последними узнать можно только по их прошествии.
Кажется, что, глядя с нашей крыши, мы всё меньше видим различий между нашим веком и веком ХIХ, а давайте подглядим за влюбленным юношей, только незаметно, неизвестно что может сотворить оскорбленный, тем более в сказке.
Серьезный молодой человек идет с лекции профессора естественных наук Моша Терпина, юноша красив, строен, его тёмные глаза светятся разумностью мыслей, имя молодому человеку Бальтазар. ............