Часть полного текста документа:"Славянофильский" этап в развитии философско-религиозных взглядов В.В. Розанова Скородумов С.В. Не опасаясь всеобщности определения, можно сказать, что развитие философских взглядов любого мыслителя есть структурированное единство содержания и формы. Определённый срез философского творчества представляет собой структуру, состоящую из качественной определённости и взаимосвязи его этапов. Следствием этих посылок для исследователя является задача периодизации изучаемого творчества, в частности включающая в себя установление относительных границ этапов его развития, экспликацию и анализ основных проблем и понятий, присущих каждому из них. Данная статья имеет своей целью рассмотрение философско-религиозных взглядов известного русского писателя, публициста и философа Василия Васильевича Розанова, высказанных им на страницах его произведений в 90-е годы XIX века и во многом не утративших своей актуальности и в конце века XX-го. С начала 90-х годов XIX века в творчестве В.В. Розанова "философия понимания" уступает место своеобразной "философии жизни" (1). И если начало философского творчества мыслителя, его "философию понимания" или "философский период", допустимо рассматривать как восхождение от конкретного к абстрактному, то последующий творческий этап мог бы быть охарактеризован как восхождение от абстрактного к конкретному. Изменение философско-религиозных взглядов мыслителя прежде всего было связано с изменением в его жизненных обстоятельствах: в 1891 году происходит тайное венчание В.В. Розанова и В.Д. Бутягиной. Этот брак не только принёс писателю семейное счастье, но и как пишет сам Розанов, - открыл бесконечность тем," ...и всё запылало личным интересом." (2. с.169.). Отвлечённые идеи и теории уже не кажутся философу важнее жизненной реальности. Под воздействием действительных привязанностей, через обременённость обязанностями семейного человека шло становление "философии жизни" писателя. Розанов в статье "О студенческих беспорядках" пишет: "...простой опыт жизни, расширение сферы наблюдений и самой наблюдательности, завязавшиеся живые связи с обществом и жизнью историческою через семью, детей, наконец, через труд-кладут каждого в свою ячейку и заставляют признать необходимость и целесообразность, а наконец, и священность, и поэзию этого громадного улья, где вот уже тысяча лет роится громадный народный рой." (3. с.122). Понятие "философия жизни" имеет в истории философии определённое значение-это иррационалистическое философское течение, к которому, в частности, относится творчество Ницше, Дильтея, Шпенглера и некоторых других известных мыслителей. В этом её значении к "философии жизни" могут быть отнесены философско-религиозные взгляды "зрелого" Розанова периода "философии пола", но для второго этапа творчества мыслителя термин "философия жизни", применим лишь в качестве антитезы "философии понимания". Философия, предполагающая прежде всего внимание к реальной жизни, от которой писатель в дальнейшем уже не отступал, явилась как бы диалектическим отрицанием предшествующего "философского этапа" творчества. Отрицанию подвергся и присутствовавший в книге "О понимании", основном произведении первого творческого этапа стиль изложения: на смену стилю философского трактата приходит художественная публицистика. ............ |