Часть полного текста документа: Славянская реформация: феномен украинского лютеранства Виктория Любащенко Украинские лютеране мечтают о восстановлении своей церкви. Возвращение на Родину они связывают не только с ее возрождением, но и с более широким - национальным, культурно-образовательным, межконфессиональным - включением в общественную и духовную жизнь страны. Сориентированная на местное население, его культуру, язык, традиции, современная Украинская лютеранская церковь (УЛЦ) стремится воссоздать лозунг своих пионеров: "Через Реформацию - украинизация!", ибо "настоящая Церковь является прямой преемницей Украинской евангельской лютеранской Церкви". Учитывая историческую склонность Украины к синтезу религиозной и национальной идей, этот лозунг в период развития ее государственности способен вызвать определенные симпатии, а следовательно - расширить ареал присутствия самого лютеранства, выведя его в конце концов за рамки "немецкой веры" и сделав полноценным элементом отечественного бытия. Новый этап истории УЛЦ настал в начале 90-х, когда в Украину приехал пастор Ярослав Шепелявец. Выходец из украинской евангельской семьи, поставленный на священническое служение Висконсинским лютеранским синодом США, энергичный миссионер, он развернул в Украине активную работу. Его усилиями в страну были завезены тысячи экземпляров Библии, сотни единиц оргтехники в школы и институты, издано несколько учебников, профинансировано лечение детей, а также обучение врачей, фермеров и военных за границей; организованы передвижная "клиника на колесах" и благотворительный центр "Лютеране за жизнь" в Украине. Эта активная деятельность была оценена украинской общественностью. В 1997 г. Шепелявец, к тому времени уже епископ восстановленной УЛЦ, был удостоен премии им. Ивана Огиенко, а в 1999 г. глава Украинской православной церкви Киевский патриархат наградил епископа Ярослава вместе с другими лидерами протестантских сообществ орденом Священного Владимира. УЛЦ стала членом Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций и Библейского общества Украины. Однако на фоне бурной филантропии собственно религиозная практика церкви, имевшей незначительное количество общин и верующих, определенное время оставалась в тени. Сегодня лицо УЛЦ становится все более выразительным, ее внутренняя жизнь - более упорядоченной и системной. В 2000 г. УЛЦ имела 15 зарегистрированных и 8 фактически действующих общин, или миссионных станций, - то есть тех, которые находятся в стадии формирования своих структур. Общее количество верующих - до 1,5 тыс. Восстановив практику в Западной Украине, сегодня УЛЦ, как и большинство церквей страны, постепенно продвигается в центрально-восточный регион. Самые большие общины - по 200=300 человек действуют в Киеве, Тернополе, Севастополе, меньшие - на востоке и юге страны. Это определило церковную структуру сообщества разделенного на три епархии - Киевскую, Галицийскую и Таврическую. Епископат (религиозный центр) УЛЦ находится в Киеве. За 1997=2001 гг. церкви удалось возвратить и отреставрировать несколько бывших культовых сооружений, но главное внимание она уделяет строительству новых. Уже установлены кресты на месте будущих храмов - кафедрального собора в Киеве и церкви Христа Спасителя в Севастополе. УЛЦ построена по синодальному (промежуточному между епископальным и конгрегациональным) принципу, которого придерживается большинство лютеранских церквей мира. ............ |