Часть полного текста документа:СЛОП и ОУП Уолтер Андерсон (Walter Anderson), психолог и писатель Большинство событий, которых мы боимся, никогда не происходит. Большая часть того, о чем мы беспокоимся, оборачивается к лучшему, а не к худшему. И всего лишь малая часть наших страхов действительно имеет основания. Другой важный момент: когда мы пытаемся оценить возможные последствия того, что мы ожидаем - когда мы спрашиваем себя: "Что самое плохое может случиться?" - наша тревожность уменьшается, поскольку во многих случаях мы обнаруживаем, что наихудшее не так уж плохо, если разобраться. Мы меняемся постоянно. Так же как наши клетки умирают и пополняются каждые несколько месяцев, новые идеи возникают непрерывно, возможности бурлят вокруг - и наши замечательные мозги без остановки продолжают обработку миллионов бит информации ежедневно. Если мы собираемся распознать и использовать преимущества жизненного опыта и научиться правильно беспокоиться, мы должны принять следующее фундаментальное правило: Чтобы преуспеть, мы должны быть готовы к провалу. Четыре вида ошибок Типов ошибок по меньшей мере четыре. Для лучшего запоминания я предлагаю использовать аббревиатуру СЛОП - ошибки Сходства, Ляпсусы, Отсутствие знаний, ошибки Понимания. 1. Ошибки сходства. Автоматизм, привычка - это самая распространенная причина наших ошибок. Мы часто реагируем одинаково в похожих ситуациях. Однажды утром в понедельник мы можем встать, одеться на работу, взять в руку портфель, открыть дверцу автомашины, усесться за привычную баранку и отправиться по старому маршруту на прежнюю работу, а не туда, где мы работаем сейчас. Прохожий на улице напоминает нам кого-то знакомого, и мы автоматически с ним здороваемся. Или нам приносят важный доклад, а мы автоматически бросаем его в корзину для мусора. Эти ошибки вызваны привычными реакциями, узнаванием, этот тип поведения легко откорректировать. Мы ошибаемся, потому что отвечаем на знакомые сигналы, которые могут существовать и в других ситуациях. 2. Ошибки-ляпсусы. Наша память порой что-то упускает. Вы планируете маршрут, чтобы выполнить несколько поручений, но какие-то из них забываете. Телефонный звонок отрывает вас от уборки в комнате, и вы после разговора уходите из дома, не закончив наводить порядок. Вы не можете вспомнить, куда положили пиджак. Вы идете на кухню и не можете сообразить, почему оказались в комнате. Более серьезный случай: вы забываете принять лекарство, проверить тормоза или доделать важную бумагу по работе или учебе. 3. Ошибки, вызванные отсутствием знаний. Мы знаем, что не знаем чего-то, но продолжаем действовать как ни в чем ни бывало. Подобные ошибки могут быть смешными (заказ из меню на иностранном языке, когда перед вами на тарелке оказывается нечто загадочное), но могут привести и к трагическим последствиям 4. Ошибки понимания. Мы думаем, что мы знаем. Мы ошибочно полагаем, что со дна этого пруда уже вытащили утонувший трактор, и потому смело ныряем. Зачастую мы настаиваем на таких ошибках. Когда мы горячо спорим, отстаивая позицию, основанную на недостоверной информации, и только впоследствии обнаруживаем, что сведения были неверными, мы совершаем ошибку восприятия и понимания. ............ |