ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Математический факультет
ДОКЛАД
“Словари и справочники русского языка”
студента 1 курса, группы М-064
Ткаченко Ивана Сергеевича
Кемерово 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ВИДЫ СЛОВАРЕЙ:
Орфографические
Словари неологизмов
Грамматические
Антропонимические
Диалектные
Морфемные и словообразовательные
Обратные
Орфоэпические
Словари омонимов
Толковые словари
Словари сокращений
Словари эпитетов, метафор, сравнений
Словари языка писателей и словари отдельных произведений
Словари названий жителей
Топонимические
Частотные
Этимологические словари
Словари-справочники трудностей русского языка
Исторические словари
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ СЛОВАРЕЙ
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Словарь языка А.С. Пушкина
Словарь синонимов с сходных по смыслу выражений Абрамова Н.
Орфографический словарь Лопатина В.В.
Словарь Даля под редакцией Бодуэна де Куртенэ
Словарь русского арго В.С. Елистратова
Семантический словарь под общей редакцией Н.Ю. Шведовой
Список литературы и источников
ВВЕДЕНИЕ
Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает у школьников массу лингвистических вопросов. Например, что означают слова консенсус, саммит, менеджер, инвестиция и т.п., как образуются формы 1-го лица от глаголов победить, убедить и т.д., как образуется форма родительного падежа множественного числа от существительных мечта, оконце, одеяльце, тельце и т.п., как образуется форма родительного падежа множественного числа от некоторых названий народов - балкар, карел, туркмен, уйгур и т.п., на какую гласную падает ударение в словах иначе, кружится, творог и т.д., в кратких прилагательных влажна, влажны; бурна, бурны; буйна, буйны и т.д., употребляется ли форма повелительного наклонения от глаголов слышать, видеть, хотеть, гнить, стоить, значить и др., как пишутся слова мелочовка или мелочевка, женьшень или жень-шень, плейер, плэйер или плеер, как надо произносить слова було(чн)ая или було(шн)ая, моло(чн)ый или моло(шн)ый.
Таких вопросов возникает множество. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. Таким образом, изучение языка должно носить постоянный, систематический характер. В домашней библиотеке учеников обязательно должны быть орфографический, грамматический, словообразовательный, морфемный, толковый, фразеологический и другие словари и справочники. Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания, накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и нормализации языка, содействуют повышению правильности и выразительности речи его носителей. Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (от греч. ............