Часть полного текста документа:Сочинения Джона Мильтона Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то во всяком случае потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений. Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: "...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных". Несмотря на появление этого закона ,один из выдающихся английских поэтов и мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение "О разводе" без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцов Stationer's Company, был привлечён к суду.Хотя суд и не имел неблагоприятных последствий для Мильтона, этот процесс послужил внешним толчком , побудившем написать его памфлет о свободе печати, обращенный к английскому парламенту - "Ареопагитику". Джон Мильтон родился в 1608 году в Лондоне, в семье нотариуса , близкого к пуританским кругам. Окончив Кембриджский университет, он выпустил несколько сборников стихов , которые по содержанию были близки к философским воззрениям Френсиса Бэкона. Возвратившись на родину после путешествия в Италию , Мильтон включается в борьбу против так называемой епископальной церкви, которая явилась прелюдией борьбы против монархии. Самым известным публицистическим произведением Мильтона можно назвать "Ареопагитику"("речь о свободе печати парламенту Англии"), которая была опубликована в конце ноября 1644 года .Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей "...доказать, что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которой он был установлен". Довод за доводом приводит Мильтон против врагов свободного слова. "Люди по природе свободны.Свобода - это прирожденный нам дар Божий", - говорит он.И нельзя ее чем либо ограничивать. Если цензура и будет действовать против "соблазнительных революционных и клеветнических книг", т.е. ставит своей целью улучшение нравов, "то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение". Борьба при помощи цензуры со злом , которое может произойти от свободного обращения дурных книг, не принесет никакого результата. Ведь добро и зло растут в этом мире вместе и почти неразлучны друг с другом, и из - за обманчивого сходства одно от другого отличить бывает иногда столь же трудно, как те смешанные семена, которые должна была разобрать по сортам Психея. Или же цензоры должны быть непогрешимы, - или цензура должна отказаться от выполнения своей задачи. Принести пользу могут только "...непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры..." , - говорит Мильтон. Закон же о цензуре можно отнести к тем законам , которые "стремятся наложить ограничения на то, что не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу", поэтому было бы справедливее признать его дурным законом. А кто же будет его исполнителями ? Для Мильтона не ясно, как кто нибудь из действительно образованных людей согласится тратить свое время на такое пустое и бесплодное занятие. ............ |