Часть полного текста документа:Содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью Сущность и содержание управления инновационной деятельностью В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман. Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпстер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпстер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития [5, с. 6-7]. Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процесс создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями - инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент - это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т. п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляй направленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей) [6, c. 175-176]. Как и для другой области менеджмента, для управления инновациями характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. Схематично инновационный менеджмент представлен на Рисунке. ............ |