В. Я. ШКЛЯРУК
ШКЛЯРУК Владимир Яковлевич - кандидат социологических наук, доцент Саратовского государственного социально-экономического университета.
Социальное самочувствие - интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, которая отражает соотношение между уровнем притязания и степенью удовлетворения потребностей субъекта [1]. Оно связано с социальным настроением, предметом которого становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и приобретающих в силу этого эмоциональный эффект [2]. Помимо таких элементов, как оценка и самооценка социального статуса и стр. 139 социального положения, важное место в настроении и самочувствии занимает здоровье человека. Осознание барьеров, "коридоров", по которым проходит человек свой жизненный путь, определяет и социальное самочувствие, и настроение.
С целью исследования взаимосвязи социального самочувствия и здоровья рабочих в современном производственном коллективе, нами проведен в 2008 г. опрос рабочих двух предприятий Саратова: ОАО (открытое акционерное общество Саратовское производственное объединение) - 48 чел., НПП (Федеральное государственное унитарное предприятие) - 52 чел. Эти предприятия бывшей "оборонки" относятся к группе с вредными условиями труда (металлообработка, лакокрасочные работы, заправка фреоном, гальванические процессы). Общая численность работающих: в ОАО - около 4000 чел., в НПП - около 5000 чел. При опросе использована квотная выборка: респонденты были представлены равномерно от всех цехов с вредным воздействием на здоровье.
Смещение демографического состава рабочих к постарению и переходу в пенсионную когорту ставит в центр внимания самочувствие людей третьего возраста, которые остаются экономически активной частью трудового потенциала современной России. Состав респондентов по возрасту в целом отражает эту ситуацию: в ОАО средний возраст - 55, 8 года, общие возрастные рамки от 34 до 71 года; в НИИ средний возраст - 51, 5 года (в целом работают люди от 41 до 70 лет). Производственный персонал ОАО включает до
40% пенсионеров и тех, кто в ближайшее время перейдет в данную категорию, в НИИ около 25% - пенсионеры и столько же окажутся ими в ближайшее время. Главные жизненные ценности для них, как и для остальных демографических групп, связываются с хорошим материальным положением, хорошим здоровьем, желанием иметь свой дом, благополучие в семье.
Каково же отношение рабочих к своему здоровью, здоровому образу жизни? Соответствует ли оно нормам самосохранительного поведения? Ответы респондентов распределились следующим образом: 44% курят, время от времени употребляют алкоголь, физической культурой не занимаются; 31% ближе к относительно здоровому образу жизни - не курят, употребляют алкоголь "по праздникам", занимаются физической культурой. И к третьей группе (18%) отнесены респонденты не курящие, но часто употребляющие алкоголь (один раз в неделю) и не считающие, что это противоречит здоровому образу жизни. В анкете было представлено семь наиболее значимых, на наш взгляд, факторов, способствующих росту смертности населения в трудоспособном возрасте. Ранжируя их, респонденты на первое место поставили рост загрязнения окружающей среды, и как следствие, общее снижение иммунитета личности, и только затем назвали курение и алкоголь. Далее были названы депрессивные, стрессовые состояния в связи с неуверенностью в завтрашнем дне, низким уровнем жизни, нервозной и нездоровой обстановкой в семье, на работе.
Обсуждая проблему снижения алкоголизма в России, респонденты прежде всего связывают ее решение с введением государственной монополии на производство водки и ограничение ее продажи; государственную поддержку занятости трудоспособного населения в селах; запрещение и введение жестких санкций за продажу пива лицам, не достигшим 18-летнего возраста - 100% опрошенных. Многие (83%) высказались за возрождение учреждений принудительного лечения от алкоголизма. В личных беседах респонденты рассказывали, что в связи с низкой заработной платой рабочие покупают водку не в специализированных магазинах, а в местах "розлива на дому". ............