Часть полного текста документа:Соотношение светского и религиозного компонентов в идеологии и деятельности движений духовного и физического совершенствования (на материале Центра духовного и физического совершенствования "Фалунь Дафа" в России) С. И. Иваненко, доктор философских наук Вторая половина ХХ и начало ХХI века стали эпохой возникновения и быстрого распространения многообразных движений и организаций духовно-нравственного и физического совершенствования. Как правило, они были связаны с той или иной религией, религиозной традицией (или, по крайней мере, с культурой, достаточно глубоко укорененной в определенной религиозной традиции). Не удивительно, что это сравнительно новое явление было воспринято неоднозначно. В марксистской литературе вплоть до середины 80-х годов новые религиозные движения, а также движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования классифицировались в некоторых изданиях в качестве некоей современной формы мистики, родственной, но не тождественной религии. Так, в авторитетном для своего времени источнике, выполнявшем в СССР роль своеобразного справочника религиозных организаций и движений - "Настольной книге атеиста" - и Церковь Объединения Муна, и Общество сознания Кришны, и Движение трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги, и другие, как религиозные, так и духовно-просветительские организации включены в раздел "Мистика в наши дни". При этом следует иметь в виду, что под "мистиками" в данном контексте подразумевались те, кто, осуществляют свои действия "конспиративно" (в отличие от религиозного культа, который носит "открытый, публичный и даже официальный характер"). В реальной ситуации, сложившейся в этот период в Советском Союзе, отнесение того или иного движения к категории "современного мистицизма" превращало его в объект жесткой идеологической критики и репрессий. В других марксистских публикациях применительно и к собственно религиозным, и к духовно-просветительным, и к организациям духовно-нравственного и физического совершенствования использовались термины "нетрадиционные религии", "новые культы", "религии нового века" и т.д. И в этих изданиях подчеркивалась идеологическая и политическая чужеродность этих организаций социалистическому обществу, вина за их распространение возлагалась на "империалистические пропагандистские круги и спецслужбы, международные религиозные центры". Конфессиональное религиоведение рассматривает движения духовного и физического совершенствования в качестве "сект", то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском российском религиоведении в большинстве случаев многообразные движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования рассматривались в качестве новых религиозных движений. Так, например, "Агни йога" (Живая этика, учение Н. и Е. Рерих), Трансцендентальная медитация, последователи Порфирия Иванова включены составителями справочника "Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России" (М.: издательство Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997.- с.303-345) в число новых религиозных движений. В сравнительно немногочисленных религиоведческих публикациях, посвященных движению "Фалунь Дафа" (Фалуньгун), оно, как правило, оценивается как религиозное. ............ |