Часть полного текста документа:Составные элементы общения во время беседы Евгений Сергеевич Пастухов, кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка. Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией. Готовясь к беседе, примите во внимание, что: необходимо превосходно ориентироваться в той проблеме, которую вы собираетесь серьезно обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных суждений; располагаясь за столом друг против друга, вы создаете атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров; ненужное присутствие незаинтересованных лиц и всякие непредусмотренные отвлечения (звонок по телефону, внезапный шум, случайный посетитель) мешают доверительному общению, ломая устанавливаемый вами настрой беседы; сидящий человек обычно откровеннее стоящего, но если поручается задание, рассчитанное на решительность и быстроту, - пусть визави всегда стоит; желая, чтобы собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему эту информацию в самом начале разговора, если же вы хотите, чтобы он нечто сделал, - оставьте просьбу на конец беседы. Общаясь с человеком, осознавайте, что: люди нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят; чем меньше у партнера уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да около, пока решится и приступит к главному; с взволнованным и возбужденным человеком нет смысла говорить по-деловому; опасно поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл сообщения; испытывая прессинг спешки или сильного желания отправиться в туалет, субъект оказывается не в состоянии разумно мыслить; прикидываясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем изысканную хитрость, поскольку перехитрить человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас. Рассчитывая получить какую-либо информацию, не забывайте, что: в ответе на фактическое утверждение партнер сообщает больше сведений, чем отвечая на обычный вопрос; для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных; перемежая своей фразой "не может быть" высказывания партнера, вы провоцируете его на откровенность: люди чаще сообщают интересующие нас сведения, когда мы им противоречим, нежели когда мы соглашаемся с ними; если создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника, последний может сам расскажет все, что знает; выслушивая эмоциональные слова и выражения, вникайте в их реальный смысл, а не в оформление; у всех так называемых закрытых вопросов (то есть требующих простых - "да" или "нет") есть свойство нарушать ход мыслей говорящего, потому предпочитайте им открытые вопросы; открытые вопросы хороши при положительном либо нейтральном отношении собеседника, когда вам требуются дополнительные сведения или необходимо прояснить реальные мотивы и позиции собеседника. Поскольку инициатива здесь передается партнеру, следите, чтобы он не перенял контроль над ходом всей беседы. ............ |