Курсовая работа
Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией
Введение В старшем дошкольном возрасте многие дети имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В большинстве случаев у детей не сформирована звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в их искажении и заменах.
Часто несформированность звукопроизношения происходит в результате не правильного восприятия фонем на слух.
В силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции.
В старше дошкольном возрасте распространена форма стёртой дизартрии. При нехватке коррекционных мероприятий происходит замедление интеллектуального развития, в силу дефекта речи дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается и темп развития мышления замедляется.
На наш взгляд, проблема изучения и преодоления нарушения звукослоговой структуры у детей со стёртой дизартрией в современной специальной литературе изучена недостаточно. Таким образом, выбранная тема является актуальной и значимой в настоящее время.
Целью - данной работы является изучение специфики нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией для определений логопедической работы по её коррекции.
Предмет исследования- особенности нарушения звукослоговой структуры у дошкольников с дизартрии.
Объект исследования - состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрии.
Задачи: 1)изучить существенные в литературе теоретические положения и научные взгляды на проблему исследования;
2)разработать методику экспериментального исследования звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрии;
3)осуществить экспериментальное изучение звукослоговой структуры у дошкольников с дизартрией;
4)проанализировать результат экспериментальной работы.
1. Научно-теоретические основы изучения звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией 1.1 Лингвистические основы изучения звукослоговой структуры
Усвоение звуков родного языка и их сочетание происходит при посредстве усвоения слов: усваиваются только слова как цельные комплексы звуков; меньших звуковых целых, как материала для воспроизведения, ребёнок не имеет. Как показывает наблюдения, усвоение звуков идёт не одновременно во всяких положениях в слове, а наоборот – существующий или появившийся при одних условиях звук часто при других условиях последовательно отсутствует. С этой стороны имеет значение, находится ли звук в начале, в середине, в конце слова, каковы соседние, а иногда и не соседние звуки, каково место по отношению к ударению, каково количество звуков слова. [6].
Развитие связанной речи у ребёнка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой родного языка. ............