прот. Олег Корытко
Концепция спасения согласно учению пятидесятников.
Большинство разделов богословия данного религиозного течения представляет собой изложение догматических взглядов традиционных протестантских церквей. Наиболее оригинальна в этом отношении как раз сотериология, в тесном смысле этого термина, т.е. учение о процессе личного спасения христианина. Тем не менее, для создания общей картины необходимо будет кратко описать доктрины пятидесятников напрямую соотносящиеся с заявленной в названии работы темой.
Антропология пятидесятников.
Пятидесятники довольно либеральны в отношении взгляда на устроение человека. Они готовы признать основанными на Библии как трихотомистический, так и дихотомистический взгляды, хотя приоритет отдается тому учению, которое сами они называют монизмом. В данном случае этот термин имеет исключительно антропологический смысл.
Суть указанной точки зрения на природу людей состоит в том, что человек рассматривается как единое целое. Такие понятия как «дух», «душа», «тело» - в указанном контексте получает значение различных аспектов человеческой природы. Тимоти Муньон, один из авторов «Систематического богословия» пишет: «Библейское учение о греховной природе падшего человечества включает в себя человека в целом, а не его отдельную составляющую».
Обычно пятидесятнические богословы указывают на две цели, преследуемые монистическим подходом:
1) указать на тот факт, что изменение одной составляющей человеческой природы влияет в целом на все человеческое существо,
2) декларировать библейское понимание спасения всего человека в полноте его природы, в противовес заимствованному из античной философии представлению о теле, как «темнице души», о чем говорилось выше.
Что бы проиллюстрировать то и другое положение укажем на следующие суждения, заимствованные из официального богословского издания Христиан Веры Евангельской: «В Библии человек показан как единое целое, и "что прикоснется к его части, повлияет на него в целом», и далее: «В процессе освящения Святой Дух обновляет всего человека. И мы становимся "новыми тварями" во Христе Иисусе» (2 Кор. 5, 17).
Цель создания человека, согласно доктринам пятидесятников, может быть уяснена из следующей фразы: «Бог создал Вселенную для того, чтобы общаться с человечеством в вечности». Происхождение человечества мылиться, как акт божественной воли. Однако будучи буквалистами по мировоззрению, пятидесятники стараются не рассуждать слишком много по вопросам подобного рода в виду того, что Библия не содержит прямого и точного указания в отношении данной проблемы.
Согласно Библейскому тексту человек был сотворен по образу и подобию Божиему (Быт. 1, 26). Пятидесятники разводят эти понятия.
Образ Божий есть «отражение сущности бога в человеческой натуре» (Здесь вероятно не вполне удачный перевод английского «nature», удобнее было бы, по всей видимости, перевести: «в человеческой природе» - O.K.).
При этом считается, что: «Образ Бога в нас состоит из двух образов: нату¬рального и морального, но не физического». Обращает на себя внимание последняя фраза, где явно отрицается отражение Божественного образа в телесном составе человека, это особенно заметно на фоне «антропологического монизма». ............