Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения
Омск – 2007
Содержание Введение
ГЛАВА 1. Особенности процесса социальной адаптации в младшем подростковом возрасте
1.1 Понятие социальной адаптации
1.2 Возрастные особенности младшего подросткового возраста
1.3 Трудности социальной адаптации младших подростков
1.4 Причины и последствия дезадаптации младших подростков
ГЛАВА 2. Изучение и анализ деятельности социального педагога по социальной адаптации детей младшего подросткового возраста
2.1 Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов
2.2 Программа деятельности социального педагога по социальной адаптации учащихся 5-х классов
2.3 Анализ результатов реализации программы
2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность проблемы. В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и для нашей страны, где за последние 8 – 10 лет произошли глобальные изменения социально-политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основании которых формируются социально значимые качества личности.
Проблемами социализации и социальной адаптации занимались Т.В. Азарова, Н. Алешина, М.В. Антропова, М.В. Битянова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, М.М. Кольцова Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.
Процесс социальной адаптации имеет особое значение не только в начале обучения в школе, но и при переходе в основное звено. Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за учащимися младшего подросткового возраста.
Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление Я, обретение новой социальной позиции. ............