Часть полного текста документа:Социальное научение: принципы и формы партнерского взаимодействия Е.Р. Ярская-Смирнова Среди теоретических оснований социальной работы с подростками и молодежью можно выделить четыре концепции, на которых строятся соответствующие модели практики: - функциональная парадигма, представляющая консервативную идеологию и предполагающая тип построения характера, направление бунтарской энергии в социально приемлемое русло, с акцентом на моральном развитии подрастающего поколения; - интерпретивная парадигма, принятая в либеральной идеологии. Тип работы с молодежью - развитие личности, направленное на преодоление трудностей, связанных с переходом от детства к взрослости. Акцент - на развитии в молодых людях положительного образа-Я, устойчивых межличностных взаимоотношений, социальных навыков для участия в существующих социальных структурах; - радикально-структуралистическая парадигма. Радикальные социальные изменения характерны для идеологии и форм работы с молодежью. Эта группа считается социально эксплуатируемой, утверждается, что интересы доминирующих экономических и социальных групп маргинализуют молодых людей и уменьшают их жизненные шансы, равенство возможностей для молодых людей не может быть достигнуто до тех пор, пока социальные институты не изменят свою форму, законы и основания управления; - радикально-гуманистическая парадигма, соответствующая реформистской идеологии и развивающая критическое социальное обучение. Эта модель учитывает следующие положения: в обществе существуют различные формы неравенства, которые негативно влияют на многих подростков и молодых людей; структурные факторы задерживают их личностное развитие; однако на ситуацию неравенства можно воздействовать, изменяя существующие социальные институты изнутри. Образование, как видим, играет важную роль в модели критического социального научения для поддержки тех, кто оказывается в сложной жизненной ситуации, тех, кто исключается и отвергается окружением. Образование как форма социокультурного действия здесь понимается вовсе не как монологический патернализм, подавляющий личность. Взаимодействие, напротив, формируется как партнерство, в котором молодежь активно вовлечена в определение и изучение интересующего, волнующего и необходимого. В современной России социальная педагогика и социальная работа с подростками и молодежью могла бы заменить культуру имитации, насаждаемую плохой школьной практикой и ведущей лишь к враждебности между поколениями, на культуру диалога, в процессе которого развиваются не только критическое мышление личности, ответственность за принятое решение, независимость, но и солидарность в отношениях между поколениями, способность к эмпатии. Последнее десятилетие в ряде стран мира отмечено возрастающим вниманием ученых и практиков к программам, стимулирующим подростков и молодежь самостоятельно принимать решение и отвечать за его последствия, независимо мыслить и последовательно действовать в направлении достижения поставленной цели. Постановка этой проблемы Э. Эриксоном в его работе "Детство и общество" уже в 1951 году привлекла внимание психологов, социальных работников, социологов, философов, педагогов. ............ |