Часть полного текста документа:ВВЕДЕНИЕ К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Термином "умственная отсталость" в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе поражения центральной нервной системы. Характерной особенностью данного дефекта является нарушение высших психических функций - отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, неблагоприятные условия внешней среды. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. Проблемы изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики - олигофренопедагогикой. Умственно отсталые лица - разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ Термин "олигофрения" (от греч. Olygos - мало и phren - ум) был введен в XIX в. немецким психиатром Э.Крепилином. Этот термин традиционно используется в отечественной специальной педагогике. В разных странах ему соответствуют другие термины, например в англоязычных странах - mental reterdation - "отставание в интеллектуальном развитии". В отечественной специальной литературе вплоть до 60-х годов наряду с термином "умственная отсталость" широко использовался (иногда используется и в настоящее время) термин "слабоумие". Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены. Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития. Возникающая в результате поражения ЦНС в пренатальный, натальный или постнатальный периодах. Причинами олигофрении могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина, токсоплазмоз и др.), различные родовые травмы (например, асфиксия и др.). Эндогенные отрицательные факторы приводят к врожденной олигофрении. К ним относятся патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей), умственная отсталость обоих или одного из родителей, нарушения хромосомного набора, заболевания эндокринной системы, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др. Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. ............ |