1. Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения
Впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, однако он не содержит его легального определения.
Впервые понятие легального (в законе) социального партнерства дал Трудовой кодекс (ТК) 2001 г. в ст. 23.
“Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений”.
ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35 ТК).
Социальное партнерство предполагает:
1. согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне, как распределения доходов, так и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;
2. переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;
3. наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;
4. участие наемных работников в управлении предприятиями;
5. снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон.
Выдвижение требований и
предложений сторон
Рис. 1. Методы взаимодействие социальных партнеров
Система социального партнерства включает в себя следующие основные элементы:
· совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
· совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
· соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов. ............