Часть полного текста документа: Развитие западной социально-философской мысли Бурные общественно-политические события в 20 веке выдвинули ряд новых проблем. Вызовы времени потребовали дальнейшего осмысления общественной практики, пересмотра устоявшихся представлений. Появившиеся концепции, учения, направления, как дополняли друг друга, так и взаимоисключали. Одним из центральных вопросов, который занимает и занимал философов, политологов, социологов, можно сформулировать так: что лежит в основе изменений общественной жизни, преобразование в каких сферах общества оказывают решающее воздействие на сдвиги в других областях? Прогресс техники - прогресс общества? Основная мысль: техника, технологии - решающий фактор общественного развития. Такая техническая цивилизация, создаваемая человеческим разумом, обладает независимостью от человека и общества, имеет возможность к постоянному прогрессу. Особая роль в таком обществе принадлежит технократам - людям, владеющим научно-техническими знаниями. Придя к власти, технократы организуют компетентное управление общественными процессами. Представители идей: Дж. Гэлбрейт - американский экономист, который считал, что основная задача общества - развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления. Он полагал, что такие процессы идут как при капитализме, так и при социализме и на этой основе в перспективе возможно сближение этих двух систем с последующим синтезом в "смешанном обществе". Минусы: Преувеличение роли техники в общественном развитии стало причиной варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человеком проблему выживания. Кроме того, сторонники технократических взглядов недооценивают такие важные стороны жизни общества, как духовная культура, не учитывает связь человека с биологическими и природными факторами. Ценности и их роль в развитии общества Представители: немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), немецкий социолог Г. Риккерт (1863-1936) Основная мысль: ценности - осознанные интересы человека. Предмет, попавший в сферу интересов человека, не может быть рассмотрен однозначно. Поэтому возникает вопрос кто задаёт нам ценности, кто их определяет. Вебер считал, что только эпоха определяет ценности, то есть ценности имеют силу и исторически конкретный характер лишь до определенного периода времени, а затем утрачивают своё значение. Другие философы, в том числе и Риккерт, рассматривали ценности как "надысторические", вечные и универсальные принципы. Вебер считал, что ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нормы поведения людей, их цели. В своём труде "Протестантская этика и дух капитализма" он показал, как на формирование моральных норм человеческого поведения влияет этика протестантизма - религия, которая рассматривает предпринимательство, как Богу угодное занятие. Таким образом, по мнения ряда западных философов ценностные установки во многом определяют уклад жизни, влияют на отношения между людьми и восприятие мира. "Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни" Представители: Ж.-П. ............ |