Часть полного текста документа:Социально-педагогические аспекты проблемы человека - жертвы неблагоприятных условий социализации А.Б. Романенчук Социализация - развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Анализ теоретических основ процесса социализации позволяет говорить о существовании уже у античных философов идеи зависимости воспитания человека от общества, получившей дальнейшее развитие в философии, психологии, педагогике. Многочисленные западные концепции социализации, основываясь на философии экзистенционализма, прагматизма и др., лежат в основе различных исследований (факторов социализации: семьи, школы, общества сверстников и пр.; проблем социальных конфликтов, формирования ролевых стереотипов и т.д.). Отечественная наука основывается на материалистической теории социализации, исходный момент которой составляет положение об определяющей роли социума в формировании личности. Процесс социализации предстает как взаимодействие двух сторон: социальной среды и личности человека. С позиции воздействия социальной среды на человека социализация предстает как передача социального опыта обществом и его усвоение человеком (репродуктивная деятельность). Воздействие человека на среду осуществляется в результате преобразования социального опыта (творческая деятельность). Соотношение этих видов деятельности является показателем социальной активности и социальной зрелости личности. Социализация как процесс воздействия на развитие личности существует в двух видах: направленная и ненаправленная. Первая характеризуется специально созданной системой средств воздействия (общественное воспитание, образование, массовая информация и т.д.). Вторая - стихийная, представлена непосредственным окружением человека, воздействующим на его развитие. Таким образом, как целостность индивидуального бытия социализация представляет собой процесс расширения и усложнения социальных связей личности с внешним миром, в результате которого создаются условия для саморазвития и самореализации личности, вырабатывается ее определенное отношение к окружающему миру, к самой себе, собственной деятельности. Принято считать, что социализация формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития, различаются они и в современном обществе. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. ............ |