РЕФЕРАТ
по курсу «Реклама»
по теме: «Социально-правовые аспекты регулирования рекламной деятельности»
рекламная деятельность потребитель рынок
1. Способы регулирования рекламной деятельности
В последнее время рекламный бизнес приобрел широкие масштабы во многих странах мира, в том числе в странах бывшего социалистического лагеря, хотя начал развиваться в последних всего несколько лет назад. Тот факт, что его развитие в этих странах носило поначалу спонтанный характер, без предварительного изучения опыта в других странах, объясняет наличие большого количества ошибок в их рекламной деятельности, особенно в таких массовых средствах информации, как телевидение и печать. Всем известно, чем закончились для очень большого числа людей рекламные кампании по телевидению России и других стран СНГ финансовых коммерческих пирамид «МММ», Торговый дом «Селенга», «Хопер-инвест» и др. Организаторы пирамид потратили большие суммы денег на широкие рекламные кампании, которые закончились невероятными доходами для них и громаднейшими, материальными и моральными потерями в целом для всего общества-страны. Этот факт является реальным подтверждением могущественного влияния рекламы на потребителя, с одной стороны, и показателем того, какой вред она может принести — с другой, если, во-первых, ею занимаются нечестные люди, т.е. реклама носит заведомо недобросовестный характер, во-вторых, в стране нет правовой, законодательной базы, которая могла бы вовремя не допустить появления таких не соответствующих действительности реклам, в-третьих, в стране еще не сформировался механизм саморегулирования рекламного бизнеса.
Такое положение на начальной стадии рекламы в постсоветской России один из американских специалистов М. Ринтон-Валком определил следующим образом: «В этой стране с чудовищной быстротой уничтожается имидж рекламной индустрии как занятия, необыкновенно важного для общества. Рекламой занимаются дилетанты, привлеченные запахом быстрых и легких денег. Много плагиата. Никто не отвечает за нечестную рекламу. Многие иностранные бизнесмены, обнаружив обман, приходят к убеждению, что рекламой в бывшем СССР занимаются бандиты. Если этот имидж закрепится, изменить его будет очень трудно».
В последнее время реклама в России и других республиках СНГ стала более цивилизованной и приобрела те необходимые черты полезности для, общества, которыми она и должна обладать. Однако прав был автор статьи в «Литературной газете»: первоначально сложившийся у людей отрицательный имидж рекламы финансовых пирамид только начал забываться. Реклама последних двух-трех лет уже не вызывает такого резкого неприятия, как раньше, например, у телезрителей. Во многих случаях реклама уже завоевала в лице потребителей своего союзника, особенно в печатных средствах массовой информации, доносящих необходимые сведения о товарах до многих заинтересованных лиц.
Рекламный рынок индустриально развитых стран Запада с его широким разнообразием форм, способов, приемов рекламирования, несомненно, также создает прецеденты нечестной рекламы, которые сводятся к двум факторам:
реклама, приносящая вред потребителю;
реклама, нарушающая законы и правила честной конкуренции.
Первый вид рекламы — это реклама, вводящая потребителя в заблуждение или откровенно обманывающая его. Второй вид рекламы — это реклама, прямо или косвенно порочащая конкурента.
Таким образом, во всех странах мира, где осуществляется какая-либо рекламная деятельность, проблема ее регулирования всегда актуальна.
Известны три способа регулирования рекламной деятельности:
саморегулирование;
регулирование со стороны большого бизнеса;
государственное регулирование.
Все три способа действуют одновременно, создавая сложный и противоречивый механизм регулирования. ............