ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии и педагогики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОТБОР
Студент-испонитель:
Литвиненко О.О.
ПС-2000, И/зо, А-1,V курс
Экономико-юридический факультет
Преподаватель:
Ручица Т.С.
г. Донецк, 2004 год
ПЛАН
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРА
3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТЫ ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
В целях достижения эффективных результатов профориентации молодёжи необходимо сбалансированное функционирование всех компонентов сложившейся системы профориентационной работы. Успех в профориентационной работе может быть достигнут только в результате системного подхода в её осуществлении. При этом следует реализовывать все компоненты (звенья) системы профориентации. Она включает профессиональное просвещение, предварительную профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональную адаптацию и профессиональное воспитание.
Социально-профессиональная адаптация способствует дальнейшему утверждению молодежи в своем профессиональном выборе. Вместе с тем она выявляет недостатки предшествующей работы по профессиональному самоопределению учащихся и активизирует формирование новых установок, потребностей, ценностных ориентации, интересов и профессиональной направленности молодого человека в сфере труда. Поэтому адаптация (в переводе с латинского означает "приспособление") является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Социально-профессиональная адаптация — процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д.
Процесс социально-профессиональной адаптации, можно подразделить на четыре этапа: подготовка к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональна подготовка, начало трудовой деятельности. Этот процесс также можно разделить на два периода: допроизводственный (в школе, СПТУ, техникуме, вузе) и производственный (уже непосредственно на работе).
Социально-профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, участвует в шефской, тимуровской работе. В ходе изучения основ наук, на уроках трудового обучения, а затем профессионального обучения, во внеклассной и внешкольной работе, в трудовых объединениях школьников этот процесс углубляется и расширяется.
Для выпускников IX классов, изъявивших желание учиться в СПТУ, процесс адаптации продолжается в этом учебном заведении, для учащихся, поступивших в X класс, — в школе, УПК, в трудовых объединениях, после окончания школы (или среднего специального учебного заведения) — непосредственно на работе в производственных условиях или во время учебы в вузе, а после окончания вуза — на предприятии, в организации, учреждении.
Под социально-профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. ............