Часть полного текста документа:Социально-психологические и ресурсно-экономические проблемы в системе непрерывного образования Данилюк Евгения Филипповна, Данилюк Анатолий Иванович Быстрый научно-технический прогресс (НТП) требует постоянного максимального расширения общего образования и подготовки и переподготовки как можно большего количества специалистов как можно более широкого профиля, способных производительно и безопасно работать с быстро обновляемой техникой. Без таких специалистов НТП становится и медленным и потенциально опасным. Медленность НТП сама по себе тоже является опасной для человечества в целом и его частей в частности. Этот теоретический вывод общей теории систем достаточно подтвержден на практике кровавой историей войн, голодоморов и эпидемий, чтобы не сомневаться в его справедливости, по крайней мере, на планете Земля. Однако этот системный вывод-требование ускоренного развития входит в определенное противоречие с другим системным выводом об ограниченности ресурсов любых ограниченных систем. Уровень ограниченности системных ресурсов может обуславливаться многими факторами, но в конкретном случае постсоветских стран с учетом лучше обеспеченных прошлых времен существенными (основными, первичными) сейчас можно считать только социально-психологические (субъективные) факторы-причины, которые дальше уже приводят к объективным ресурсным ограничениям-следствиям. Социально-психологические факторы тоже можно подразделять на причины и следствия. Например, вследствие реально существующего общественного разделения труда любого работника-производителя продукта (услуги) и, тем более, любого их потребителя-покупателя можно считать неявным руководителем других работников, поскольку в его деятельности всегда присутствуют все основные признаки управления-координации деятельностью других людей. Почти (но не полностью) отсутствуют эти признаки только при отсутствии разделения функций, например, в солдатском строю на марше или в школьном классе на уроке. Однако и в армии любой медицинский работник имеет соответствующее командирское звание как признак и средство обеспечения своих особых функций. Несмотря на такие реалии с очень давних времен не принято называть руководящими эти функции каждого человека, признавая их только за формальными руководителями по должности. Для этого есть много причин и мотивов объективного и субъективного характера, социально-психологический и правовой анализ которых выходит за пределы данной статьи. Однако непризнание не освобождает общество от необходимости хотя бы в неявной форме учитывать этот социально-психологический, но объективно действующий фактор в своей деятельности. Обеспечение необходимого действия этого фактора является, по существу, одной из основных задач образования. О нем можно не говорить, но его нельзя игнорировать из-за заметной ощутимости порождаемых им проблем. Например, недостаточно образованные в вопросах общественных потребностей последние руководители советского социалистического общества когда-то слишком облегчили доступ еще менее образованным в этих же вопросах политикам и журналистам к средствам массовой информации, что, в свою очередь, повлекло формирование у большинства граждан существенно искаженного представления о реально существующих и перспективных общественных и, как это ни удивительно, даже собственных индивидуальных потребностях, включая образовательные. ............ |