Часть полного текста документа:Социально-психологические проблемы научно-технического творчества молодежи Данилюк Евгения Филипповна, Данилюк Анатолий Иванович Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Таков уж неумолимый приговор общей теории систем: любая система, не развивающаяся или развивающаяся медленнее, чем нарастают отрицательные влияния среды, рано или поздно будет уничтожена ними [1]. А нарастание отрицательных влияний неизбежно из-за вероятностно-статистического характера физических явлений в известной нам части нашего мира. Творчество, как информационное явление, происходит в определенной материальной среде, которой является существенно неоднородное человеческое общество. Необходимое условие опережающего развития общества при объективно существующей сменности (смертности) его элементов-людей, в свою очередь, делает необходимым условие ускорения развития творчества членов общества, что и составляет наиболее общую задачу общественного воспитания. Однако само творчество и его носители наталкиваются в обществе на ряд проблем, обусловленных существенной неоднородностью общества как следствием чрезмерной индивидуализации его членов. Индивидуализация из блага для развития превращается в препятствие. Наиболее общая проблема, порожденная чрезмерной индивидуализацией, - это проблема непонимания в отношениях между творцом и другими людьми-потребителями результатов творчества. Эта проблема сугубо психологического характера является специфической проблемой творчества и существенно отличается от проблем, например, массового производства и потребления. Ценность продукта массового потребления, как правило, хорошо известна потребителю, тогда как ценность продукта творчества, как правило, вначале неизвестна потребителю. Это следствие того, что любая мысль или идея зарождается сначала в голове одного-единственного человека-творца, и только в результате общения творца с другими людьми она становится также и их приобретением. Именно поэтому, в отличие от участников массового производства, творец всегда встречается с дополнительными трудностями при передаче своего творения потребителю. Часто эти трудности бывают огромными и, иногда, непреодолимыми, и тогда даже бесценное для людей творение бесследно гибнет вместо того, чтобы революционизировать общество и изменить мир. История науки и техники переполнена такими примерами. Она знает и Наполеона, пренебрегшего предложениями изобретателей парохода и подводной лодки, и длительное неприятие обществом идей Гудийра о создании резины, и паровую машину Ползунова и паровоз братьев Черепановых. Интересен эпизод из фильма о бедном русском эмигранте и впоследствии известном авиаконструкторе Сикорском, показательно неприятие Гитлером "неарийских" атомных исследований и многое-многое другое. А мы ведь можем знать только ничтожную частицу их, оставивших случайно заметный след в чьей-то памяти. Творцу, затратившему порой огромные усилия и пережившему иногда настоящие муки творчества, всегда необходимо пройти через новые муки, на этот раз муки непонимания окружающих его людей, чтобы убедить их в полезности для них же самих результатов его труда. ............ |