Часть полного текста документа:Социальные представления о страховании (контент-анализ прессы) И.Ю. Морозова, Кафедра социологии, Российский университет дружбы народов С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В России почти 33 млн. транспортных средств, большая доля которых принадлежит частным лицам. Это означает, что вместе с членами семей автовладельцев в процесс страхования будет вовлечено порядка 70 млн. человек или практически все активное взрослое население страны. Ни один из принятых в 2003 году законов не подвергался столь ожесточенной критике и не становился предметом столь острых споров и затяжных боев как среди политиков, так и в обществе в целом, как закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В исследовании "Россияне о наиболее значимых событиях года", проводимом ежегодно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 14% респондентов на вопрос "Какие события прошедшего года в стране и в мире в наибольшей степени привлекли Ваше внимание?" назвали Закон об обязательном автостраховании. Это восьмая позиция в списке самых значимых событий 2003 года[9]. Все это делает несомненно актуальным исследование структуры и содержания социальных представлений о страховании, транслирующихся на уровне средств массовой информации. Теоретико-методологической основой исследования послужила теория социальных представлений Сержа Московичи[1;2;3]. Для Московичи ключевой предпосылкой при определении представления является его отнесение к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое в оппозиции к научному мышлению принято называть познанием здравого смысла. Социальные представления - способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп[7,с.360]. Социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события. Представление не является простым слепком окружающего мира, это - продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности. Теория социальных представлений позволяет анализировать представления как динамический социальный процесс группового конструирования социального объекта. Основная функция социальных представлений - связывание мира и человека. Социальные представления - это своеобразная социальная призма, через которую воспринимается реальность. При этом социальное представление не является ни простой реакцией на раздражение (в бихевиористском понимании), ни отражением, фотографией мира (как в когнитивизме). Представление - это результат социального действия. Социальные представления выступают и как конституирующие блоки обыденного знания, и как строительные блоки реальности. Конструирующая сущность социальных представлений проявляется в том, что "представленное" превращается в "реальное"[4]. Социальное назначение представлений видится не только в освоении и конструировании мира. Они обусловливают поведение индивидов и предписывают мыслить и действовать определенным образом. На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальность. ............ |