Часть полного текста документа:Социальные традиции в русской культуре. Владимир Махнач Корни традиции У каждого этноса есть свои этносы-предки. Нашими основными прямыми предками являются славяне. Что же касается предков самих славян, то два из них устанавливаются легко, а третий - гипотетически (его большинство историков сейчас не считает предком славян, тогда как в начале века доминировала противоположная точка зрения). Во-первых, это - прото- или праславяне, которые, возможно, называли себя "венедами". Письменных источников этого народа нет, поэтому поручиться за то, что они себя называли именно так и никак иначе, мы не можем, но этноним "венед" древнее этнонима "славянин", и они одного и того же корня "вене". История этого народа практически не известна, хотя нетрудно предположить, что его этнический подъем начинается еще в начале II тысячелетия до н.э., в период Великого арийского переселения. Следы пребывания венедов в Центральной Европе - Вена на Дунае и область венетов (венедов?), т.е. Венеция, в Северной Италии. Разумеется, из этого не вытекает, что от Северного Причерноморья или от Карпат и до Северной Италии жили одни только предки славян. Скорее всего, это были обособленные анклавы. Но Дунай, безусловно, - старинная славянская река, о чем свидетельствует фольклор (древнейший пласт былин связан с Дунаем). Во-вторых, это - кельты, жившие в последние века до н.э. на территории Польши, Белоруссии и вообще по западной части нашей страны (их упоминает Геродот). Память о кельтах (галлах) - топонимы Галич, Галиция. В-третьих, это-сарматы Северного Причерноморья. Так же, как и первые два предка славян, сарматы - индоевропейский народ, однако это восточные арийцы иранской группы. Прямыми их потомками являются осетины. Наши прямые предки славяне начали свой этногенез, как сейчас полагает большинство историков, где-то между II веком до н.э. -1 веком н.э. (датировка Л.Н.Гумилева -1 век н.э.). Формировались они в необычайно спокойных условиях на редко заселенных тогда равнинах к северу от Черного моря, где если с кем и имели в начале своего этногенеза неприятности, то только со скифами. Вероятно, поэтому фаза их пассионарного подъема оказалась очень растянутой. Она длилась вплоть до Великого переселения народов (IV-VII вв. н.э.). Со спокойными условиями формирования, видимо, связаны и этнические стереотипы славян - в частности, весьма ослабленный государственный инстинкт (почти как у кельтов, которые проигрывали многим народам именно в силу неумения и нежелания консолидироваться до уровня устойчивой государственности). Из потомков славян ослабленный государственный инстинкт сохранился в этническом стереотипе поляков. У них есть даже поговорка: "Польша стоит беспорядком". Одним из распространеннейших мифов исторической науки и публицистики является представление, будто славяне, да и вообще все предки русских, - исконные земледельцы. Однако этому представлению не соответствуют ни археологический материал, ни древнейший памятник отечественного права (славянского времени) "Русская правда" Ярослава Мудрого. Источники говорят, что огромной ценностью славян были стада и табуны, но никак не земля. Более того, славянам была присуща общинная форма землевладения, что говорит лишь об одном: у славян были очень прочны стереотипы скотоводческого народа. ............ |