Дипломная работа
На тему:
"Социальные установки общества по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия"
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1. Теоретико-методологические основы разработки проблемы социальных установок общества по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия................................................................... 6
1.1 Понятие социальной установки как формы оценивания объектов социальной действительности............................................................................................. 6
1.2 Социально-психологические исследования социальных установок общества к лицам пожилого и старческого возраста................................................................ 25
1.3 Понятие межпоколенного взаимодействия в работах различных специалистов 36
2. Методические основы исследования социальных установок к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия......... 44
2.1 Описание метода исследования.............................................................. 44
2.2 Описание программы исследования...................................................... 49
3. Анализ результатов исследования........................................................... 52
3.1 Структура аттитюдов представителей различных поколений женской выборки по отношению к лицам пожилого возраста...................................................... 52
Выводы.......................................................................................................... 67
Заключение.................................................................................................... 69
Библиографический список.......................................................................... 71
Введение Мировая психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старом возрасте лишь в последней трети XX в. [6]. Неразработанность вопросов геронтопсихологии стала серьезным препятствием для создания целесообразной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей жизни субъекта, для построения психологии развития как самостоятельной дисциплины. Следует отметить, что психологами детально разработаны, исследованы периоды детства и юношества. При изучении зрелого человека акцент делается, как правило, на профессиональную сферу деятельности. Период поздней взрослости, старости исследован очень слабо. Не существует достаточно достоверных данных об особенностях мотивационной, эмоциональной сферы, самооценке и других составляющих личности пожилого человека.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов психологической работы с пожилыми людьми.
Решением симпозиума по классификации и номенклатуре периодов старости и старения от 1962 г. принято в качестве рабочего следующее деление лиц позднего возраста [11,39]:
1) пожилой (предстарческий) возраст – 61-74 г. для мужчин и 56- 74 г. для женщин;
2) старческий возраст – 75-89 л.;
3) долгожители – 90 л. и старше. ............