Часть полного текста документа:СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 1. Состояние современной науки Социология науки изучает социальные структуры и процессы научной деятельности, взаимодействие научных структур, статус науки и ученых в обществе. В центре внимания социологов находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование процессов воздействия общественных условий на развитие науки, а науки - на общество. * Предмет теории науки двояк: o с одной стороны, изучение внутренней природы науки, общая теория научного познания; o с другой - исследования общественного назначения науки, ее отношения к другим видам общественного творчества. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около двух с половиной тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий - экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. По данным Дж. Бернала, к началу ХХ в. научный прогресс в мире обеспечивали не более 15 тыс. ученых. Большинство научных лабораторий можно было разместить в одной комнате, подвале. К середине 50-х гг. научных работников было уже 400 тыс., к середине 60-х гг. - 2 млн. По данным ЮНЕСКО, в 1990 г. научными исследованиями занимались 5,2 млн. человек, что в среднем составляет 1 тыс. на миллион жителей планеты. Из общего числа научных работников в 1990 г. на долю Северной Америки приходилось 17,8 процента, Латинской Америки - 3,1, Азии и Океании - 23,6, Африки - 0,7, Европы - 20,9, СССР - 32,4 процента. Треть всех научных работников планеты работала в СССР. Однако если посмотреть распределение мировых затрат на научные исследования по группам стран, то на долю Северной Америки приходилось 42,8; Азии и Океании - 19,6; Европы - 23,2; СССР - 12,3 процента. Из этих данных хорошо видно, где созданы самые благоприятные условия для научной деятельности и где объективно находится центр научно-технического прогресса. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, Германия - 160 тыс., Япония - 129 тыс., Англия - 97 тыс., Россия - только 4 тыс., заняв место между Венгрией и Испанией. В настоящее время в России заняты научной деятельностью 1,3 млн. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов, правда, треть старше 60 лет. Соотношение: 1-10-30. В вузах несколько иная ситуация: примерно половина - кандидатов наук и на десять кандидатов наук - один доктор. В Тюменском государственном университете из 750 преподавателей 90 докторов и 350 кандидатов наук, то есть ученую степень имеют 58 процентов преподавателей. Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря". Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. ............ |