Социологические подходы к исследованию проституции
Проблема проституции в последнее время широко изучается в разных областях науки, в том числе и в социологии. Насколько она является актуальной для современного общества – этот вопрос остается открытым и выходит за пределы данной работы. Однако интерес к данному феномену в к. XIX – н. XX вв. был весьма велик, что подтверждается многочисленными работами отечественных ученых. Современными социологами уже была проделана огромная работа по анализу исследований проституции в истории социологии. Среди социологов, занимавшихся исследованием этого явления, хотелось бы выделить С.И. Голода, Л.Д. Ерохину, Я.И. Гилинского, И.С. Кона и т.д. В настоящее время наблюдается отсутствие чёткой методологии анализа этого феномена, однако представляется возможным выделить три основных подхода: девиантный, профессиональный и адаптационный.
Довольно много сторонников получил подход, рассматривающий проституцию как форму девиантного поведения. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено Э. Дюркгеймом в теории аномии или социальной дезорганизации.
Аномия возникает, когда в обществе происходят какие-то значительные сдвиги, изменения, и социальные проблемы обостряются. Эту закономерность можно проследить и на примере проституции: во времена кризисов и радикальных перемен наблюдается резкий рост этого явления. Р.К. Мертон считал, что причиной девиантности является разрыв между нормами и ценностями общества и социально-одобряемыми средствами их достижения. Заработки, получаемые от занятий проституцией, а также отсутствие другой возможности удовлетворить свои потребности приводят людей к выбору этой профессии. Э. Сатерленд утверждал, что индивиды воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Так многие будущие проститутки воспитывались в условиях открытости интимных отношений, у некоторых проституцией занимались матери. Значительную роль в принятии решения стать проституткой играет и пример друзей, которые занимаются проституцией и имеют высокий заработок. Г. Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определённые стандарты поведения. И если индивид не следует этим правилам, на него «навешивают ярлык» девианта. На человека «ставят клеймо» «гомосексуалист», «наркоман», «псих», «проститутка», и к нему начинают относиться соответствующим образом.
Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что проституцию стали рассматривать как профессию. Ещё К. Маркс высказал идею о том, что по мере усложнения процесса производства появляется потребность в разделении труда на исполнительский (преимущественно физический) и управленческий. Это можно проследить и на примере проституции. Кроме непосредственных исполнителей (самих проституток), в структуре проституции можно выделить и организаторов этого вида труда: сутенёров, владельцев борделей и, наконец, организованных преступных группировок и коррумпированных органов власти. По мнению П. Сорокина, профессию образуют связанные между собой источник дохода и социальная функция индивида. Проститутки оказывают сексуальные услуги с целью получения вознаграждения, и, несмотря на все свои отрицательные стороны, проституция далеко небесполезна для общества: она решает многие сексуальные проблемы части населения. ............