Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Факультет философии и культурологии
Отделение культурологи
Контрольная работа
по дисциплине:
«Социология культуры»
на тему:
«Социологический анализ генезиса, функционирования и развития науки и научного творчества»
Проверила:
Дидык М.А.
Выполнила:
студентка 4 курса 2 группы
отделение культурологии
Дарий В.
Ростов-на-Дону
2010
Содержание
1. Введение.
2. НТР как социокультурная характеристика Запада в новое время.
3. Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки.
4. Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Петров Михаил Константинович - специалист по истории философии, культурологии и социологии науки. Он специально исследует процесс дисциплинарного становления и развития науки, роль теологии в этом процессе. Он глубоко разрабатывает проблему "человекоразмерности" научного знания, имеющую фундаментальное значение для объяснения социальных и информационных процессов в современной науке и образовании.
1. НТР как социокультурная характеристика Запада в новое время.
Научно-техническая революция дала два метода, или подхода, решения какой-либо проблемы – рациональный и научный.
Первый подход к проблеме – рациональный или «рационализация». Он не исключает привлечение науки для решения частных проблем, и деятельность по рациональной схеме может давать весьма существенные результаты.
Второй подход - научный – состоит в том, что внимание сосредотачивается только на выходе, а сам социальный институт и его структура мыслятся лишь одним из возможных решений.
Различие между подходами в том, что если рационализация видит естественную характеристику в снятом выборе и сотворенности института, то есть рассматривает его целостность как неустранимую рамку, в которой должна решаться проблема обновления или оптимизации, то научный или «атеистический» подход считает саму эту рамку посылкой излишней, рассматривает и снятие выбора и создание таких целостностей как предметы человеческой деятельности.
Задолго до официального появления опытной науки в Европе уже сложились такие условия, когда она могла использовать на правах науки продукты чужих ритуалов (то есть достижения других культур), могла обеспечить для них процесс накопления фундаментальности. В этом смысле европейская наука появилась не на пустой формальной должности, а вытеснила с нее заимствования – первичную форму, или проформу европейской опытной науки.
Опытную науку Нового времени характеризует эксперимент, критика пророков, недоверие к церковным авторитетам и состояние сомнения к их учениям, складывается естественнонаучное умонастроение, определенное отношение к природе. Познание начинает мыслиться не в терминах постижения конечных и высших истин, а терминах накопления выбора.
Недоверие к пророкам и к той форме, в которой осуществлялась коммуникация между человеком и богом, как раз и оказывается местом прорыва в новый вид деятельности – в прикладную теологию, в которой религиозный экстаз единения с богом нагружен научной функцией.
В новых условиях, когда материальное начало стало быстро расти по составу, нужно было либо изыскать способ заставить бога работать, либо отказаться от услуг бога и передать его функции какому-то другому механизму.
Наука становиться отдельной, независимой сферой деятельности. ............