Часть полного текста документа:Социотехнологические комплексы: новый вид цивилизационного взаимодействия Литвиненко Владимир Аркадьевич - кандидат философских наук. Понятие "цивилизация" в современной научной литературе наполняется весьма различным смысловым содержанием. В данном вопросе сталкиваются не только философские и культурологические концепции, но и целые политические направления, подчас исключающие друг друга. Б. Ерасов во вступительной статье к книге "Сравнительное изучение цивилизаций" пишет: "Несмотря на распространенные призывы к "вхождению в мировую цивилизацию", понимание сущности этого выражения, а также самого термина "мировая цивилизация", кроющейся за ним системы научных вглядов и означаемое им состояние общества остаются смутными. Такое положение дел более чем нетерпимо, так как после радикальной (и подчас чрезмерной) критики форма-цпонной теории общественные науки (и общественная мысль) остались без адекватной общетеоретической парадигмы осмысления мировой истории и современности в культурологическом, политологическом и религиоведческом планах" [I]. Философские баталии вокруг термина "цивилизация" В рамках различных научных школ, концепций и дисциплинарных традиций цивилизация предстает перед нами то глобальной системой планетарного масштаба, исчисляющей свою историю миллионами лет [2], то совокупностью локальных социо-культурных феноменов, ограниченных в пространстве и времени [2, с. 13], то глобальной же системой, но возникшей сравнительно недавно на базе европейской цивилизации [2. с. 17]. Все эти представления по существу вполне обоснованы. Подобная "странность" объясняется тем, что современная научная коммуникация находится в состоянии предстандарта [З], поэтому один и тот же термин употребляется в различных, подчас взаимоисключающих смыслах. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это далеко не полный перечень противоречий. Формирование цивилизационной теории происходило в рамках двух параллельно развивающихся направлений. Первое, символизирующее комплексный материалистический подход в изучении цивилизации, было призвано выявить закономерности феноменального развития индустриального общества, которое за период XVII-XIX веков коренным образом преобразило облик Европы и наделило ее способностью распоряжаться судьбами многих народов земного шара. Естественно, определяющим началом для этого направления выступали материальное производство, экономика, способ хозяйствования и порожденные ими отношения [2. с. 26]. В рамках данного направления наиболее заметны концепции Л. Моргана, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Чайлда, а также последователей школы "Анналов". Второе направление, представлявшее культурно-историческую школу цивилиза-ционных исследований, должно было раскрыть человеку современного Запада многообразие мира в его социальных и культурных измерениях. Это направление основывалось на мощной концептуально-методологической базе, заложенной исследованиями, Дж. Вико, И. Гердера, теориями эволюционистской социологии О. Копта и Г. Спенсера. В качестве отцов-основателей цивилизационной теории принято называть прежде всего Н. Данилевского, М. Вебера, О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби, а также современных ученых, среди которых следует особо отметить Н. ............ |