Совершенствование методологии обеспечения безопасности для ликвидации дисбалансов при подготовке кадров
Н.А. Лебедкин, кандидат экономических наук, академик МАНЭБ
Сложившийся дисбаланс в подготовке трудовых ресурсов и потребностями в них, особенно в производственной сфере деятельности с каждым годом все в большей степени становится весьма существенным деструктивным фактором, способным нанести непоправимый ущерб экономике страны и ее регионам и привести к новой производственно-экономической катастрофе. Дело в том, что качество подготовки выпускников высших учебных заведений за последние годы значительно снизилось и продолжает снижаться, опережая темпы роста инфляции, а потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных специалистах и рабочих кадрах неуклонно растут и в настоящее время удовлетворяются менее, чем наполовину. В результате этого средний уровень квалификации трудовых ресурсов заметно снизился и продолжает отставать от реальной потребности в неуклонном повышении профессионального уровня и рабочих кадров, и специалистов, и управленцев (менеджеров, чиновников) значительно снижая тем самым безопасность горных работ, особенно в угольной отрасли промышленности. Аварии, главным образом взрывы метана и пыли на угольных шахтах «Ульяновская», «Юбилейная», «Комсомольская», «Листвяжная» и десятках других только в последние годы убедительно говорят о явном снижении уровня руководства и хозяйственной деятельности в угольной отрасли промышленности. Эти же процессы наблюдаются и в других отраслях промышленности, где в результате приватизации предприятий стремление к наживе во много раз превысило не только проблемы своевременного воспроизводства мощностей и трудовых ресурсов, но и требования безопасности труда особенно в отраслях, связанных с рисковой производственной деятельностью. Авария на Ханты-Мансийской ГЭС наиболее яркое проявление непрофессионального управления производственной и хозяйственной деятельностью в стране.
Государство же фактически самоустранилось от решения проблемы подготовки рабочих кадров, в результате чего оставшиеся без финансирования профессиональные и ремесленные училища оказались в большом количестве ликвидированными, хотя никакой специальной программы по их «реструктуризации» не проводилось. В интересы новых собственников средств производства, отягощенных проблемой извлечения максимальной прибыли из «халявно» доставшихся им предприятий, содержание социальной сферы и учебных заведений по подготовке кадров совершенно не входило и даже в настоящее время, когда недостаток в квалифицированных рабочих кадрах стал ощутимым фактором снижения производительности труда и объемов производства, а следовательно выручки и прибыли предприятий и их новых хозяев, не вызывает интереса. Поэтому постановка вопроса об устранении этого дисбаланса, который уже сейчас вполне реально дает себя почувствовать, является вполне своевременной и актуальной, учитывая, что для решения этой проблемы требуется значительный период времени, превышающий кризисный период, поскольку процесс подготовки квалифицированных кадров не терпит суеты и формально-бюрократического отношения, а, напротив, требует весьма грамотного и творческого подхода.
Современный технический уровень и новые нанотехнологии требуют не только более высокого уровня подготовки рабочих кадров, но и предполагают целесообразность и необходимость использования на рабочих местах специалистов со среднетехническим и высшим техническим образованием.
Практика уже достаточно убедительно показала, что молодые специалисты как с высшим, так и со среднетехническим образованием вполне успешно трудятся на рабочих местах, не испытывая утраты статуса выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. ............