Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы
Формирование концепции совершенствования оплаты труда в Российской Федерации ставит перед экономической наукой и практикой комплекс проблем. Применительно к бюджетной сфере важно преодолеть стереотип ее восприятия как второстепенной. Подобный подход недопустим, поскольку он влечет за собой падение в массовом сознании престижа труда врачей, педагогов, ученых, работников культуры и искусства - людей, которые обеспечивают физическое и нравственное здоровье нации.
Актуальность совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере очевидна. Необходимо повысить стимулирующую роль заработной платы как основного источника доходов трудящихся, обеспечив при этом оптимальные соотношения между оплатой труда работников бюджетной и внебюджетной сфер. Важно также определить место и роль Единой тарифной сетки (ETC) в организации федеральной системы оплаты труда работников бюджетной сферы, унифицировать тарифные и другие условия оплаты, труда в целях обеспечения единства в оценке трудовой деятельности работников различных отраслей в зависимости от сложности, квалификации и условий труда.
Решить эти задачи на первом этапе можно, приблизив размер оплаты труда работников низших разрядов ETC к величине прожиточного минимума, а также законодательно обеспечив возможность регулирования, заработной платы в субъектах РФ на основе ETC с учетом реально складывающегося уровня жизни в регионах и состояния региональных бюджетов.
бюджетный тарифный сетка оплата труд
Уточнить и дополнить законодательство
В новой Конституции РФ вопросы законодательства о труде отнесены к совместному ведению Российской федерации и ее субъектов. Однако проблема оплаты труда в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней, не нашла отражения ни в федеральном, ни в региональных законодательствах. В этой связи ETC, утвержденная постановлением Правительства РФ в качестве системы организации оплаты труда в бюджетной сфере, в правовом отношении не является строго обязательной для субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют собственные источники доходов и обладают правом самостоятельно определять направления расходования средств своих бюджетов. Поэтому конкретные условия оплаты труда, сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений бюджетной сферы местного подчинения определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Вместе с тем на фоне нынешней экономической нестабильности (замечу: 80 субъектов РФ получают федеральные трансферты на содержание бюджетной сферы) большинство субъектов Федерации выступает в пользу ETC как неотъемлемого элемента государственной системы организации оплаты труда в бюджетной сфере. Необходимо сохранить все то положительное, что удалось достичь с введением ETC:
упорядочение основных (тарифных) условий оплаты труда по отраслям, финансируемым из бюджетных источников;
устранение перекосов и установление обоснованных соотношений в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации;
ослабление угрозы группового эгоизма, когда одни стремятся улучшить свое материальное положение за счет других.
Отказ от использования ETC в оплате труда "бюджетников" приведет к диспропорциям в уровнях оплаты труда работников одинаковой квалификации, вызовет обострение социальной напряженности.
К сожалению, уже имеются законодательные акты, которые устанавливают отдельные нормы оплаты труда работников некоторых отраслей в обход действующего законодательства о труде. ............