Курсовая работа студента 4 курса группы ЖР-42 дневного отделения специальности «Журналистика» Каргаполов Влад Викторович
Астраханский государственный университет
Астрахань
2011
Советская радиожурналистика 1945 - 70 гг. Детское и юношеское радиовещание.
Введение
У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.
Тысячу лет назад китайский поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Через десять веков присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а следовательно, и в бессмысленности его существования.
«Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи – в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число пустых кресел в кино-, театральных и концертных залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее радио, все художественное достояние которого заключалось в невидимых миру звуках.
Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая погоду и наиболее важные новости. Что же касается обширной событийной и художественной информации, общения с коммуникатором, аудиокультуры во всех ее разновеликих и многообразных аспектах... то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».[1]
Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.
Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского» детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса – «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и радиопьессами.
Цель данной работы – проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.
Временный период исследования выбран по ряду причин:
Двадцать пять лет (45-70гг.) - наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. ............