Часть полного текста документа:Современное искусство Финляндии Юха-Хейкки Тихинен После второй мировой войны финскому обществу потребовались многие годы для того, чтобы оправиться от пережитого шока. В 60-х годах в стране сложилась благоприятная экономическая ситуация, повысился уровень благосостояния граждан, что дало импульс развитию искусства. Для того, чтобы выразить переживания своих современников, художникам тех лет пришлось прибегнуть к новым формам выразительности. Пионерами финского нефигуративного искусства стали конкретисты 50-х годов, однако пика популярности абстрактное искусство достигло только в 60-е годы. Одним из основных направлений искусства этого периода стал информализм, очень популярный в Финляндии в те годы . Информалистский стиль в живописи открыл новые возможности для выражения внутренних переживаний автора, позволил более свободно использовать художественные символы. Лучшим представителем информалистского направления в скульптуре признан Кайн Таппер (1930). Его композиция "Голгофа" стала первой абстрактной скульптурой, которая была установлена в одной из местных церквей. Для творчества Таппера характерен тщательный выбор материалов и ярко выраженный индивидуальный стиль. Другим видным представителем информализма в скальптуре стала Лайла Пуллинен (1933). Названия своих произведений она заимствовала из классической мифологии. Для барельефа "Солнце над фиельдами", который украсил аэропорт Хельсинки-Вантаа, художница впервые использовала "взрывную" технику. В области живописи ведущими информалистами были Ахти Лавонен (1928-1970), Эско Тирронен (1934) и Яакко Севянен (1932). Открытием тех лет стали первые "хэппенинги" финского перформанс-арта. Первый хэппенинг организовал в 1963 году композитор Хенрик Отто Доннер (1939). Однако только годом позже второй перформанс привлек к себе внимание широкой публики. С появлением поп-искусства и неореализма вновь начал набирать силы финский реализм. Ироничное поп-искусство сочетало в себе черты массовой и элитной культуры. Ведущими финскими представителями этого направления были Паул Осипов (1939), Ристо Вильхунен (1945), Кари Юльхя (1939), Раймо Рейникайнен (1939) и Харро Коскинен (1945). Особенно скандально известным стало творчество Коскинена, который осмелился изобразить свинью вместо фигуры Христа на распятии. Художник подверглся судебному преследованию и был обвинен в богохульстве. Творчество Коскинена стало идним из наиболее ярких примеров возрастающей политизации финского искусства в конце 60-х годов. Среди представителей неореализма наибольшего внимания заслуживают Юхани Харри (1939) и Исмо Каяндер (1939). Композиции Харри впервые показали публике тех лет насколько выразительные и оригинальные произведения можно создать из кучи хлама и старья. Исмо Каяндер использовал для своих сюрреалистических произведений самые обычные предметы обихода. В 70-х годах продолжалась политизация культуры. Неореализм, появившийся в Финляндии еще в предыдущем десятилетии, стал одним из ведущих направлений в искусстве. Многие художники этой традиции увлекались марксизмом. Абстрактное искусство продолжало развиваться, теперь оно стало более многообразным, чем в предыдущие годы. Четкие геометрические формы в произведениях Юханы Блумстедта (1937), к примеру, заметно отличались от лирической абстрактности Йёрана Аугустсона. ............ |