Реферат
На тему: Современные концепции воспитания
Донецк 2009
План
1. Современное состояние школьного воспитания
2. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем
3. Воспитание, его цель и задачи в новых условиях
1. Современное состояние школьного воспитания
В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества.
Однако сегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризис образования. Школа начала вести отчаянную борьбу за выживание. Вся система образования постепенно переводится из режима авторитарного в режим развития. Формирование нового содержания образования строится на принципиально новой основе — подготовка подрастающего поколения к условиям рыночной экономики. Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать деловых людей — предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности, ответственных за свои действия, саморегулирующих собственное поведение.
В условиях деградации общества и культуры вообще перед школой в частности возникают проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности. Школа пока еще оторвана от жизни, поэтому учиться в ней утомительно и неинтересно Она чаще всего игнорирует природные интересы учащихся, их личный опыт, нежели развивает их.
В школе все еще бытует старый стереотип, где ребенок — сторонний наблюдатель, потребитель. Наблюдается отстраненность предметов естественного цикла от проблем культуры общества. Школа плохо готовит своих воспитанников к жизни, не учит их жить собственным умом, а воспитывает привычку заучивать готовые решения. Она не растит сегодня интеллигентов, которые так необходимы обществу. Ее «продукция» — малоквалифицированные работники, неспособные самостоятельно принимать решения, безразличные к судьбам державы. Это те, кто так активно потом разворовывают страну, губят ее природу, виновники многочисленных аварий во всех отраслях.
В условиях рынка и экономического хаоса обострился вопрос экономического выживания всей системы образования. Закрываются детские сады, внешкольные учреждения, некоторые типы школ, детские библиотеки и книжные издания.
В обстановке общего кризиса в течение долгого времени укрепился взгляд на школу как, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта, знаний. Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующий обучению. Общественному сознанию навязывается идея самотека воспитания. В результате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможность учителя общаться с учеником, в неформальной обстановке. Даже разработанная в последнее время идея непрерывного образования предполагает образование умственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению. ............