Введение
В Беларуси идет сложный процесс становления гражданского общества и правового государства. Решение этой важной задачи определяется уровнем субъектности всех социальных групп, их включенности в преобразовательную деятельность. Значительная роль в этом процессе отводится молодому поколению, представляющему естественный социальный ресурс развития общества. Молодежь, как особая социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет, проходящая стадию социализации, составляет примерно пятую часть населения страны. Критерием позитивности данной группы как субъекта общественного воспроизводства является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданской идентичности в процессе достижения социальной зрелости. Реализация общественной роли молодежи непосредственно зависит от заинтересованной и целенаправленной политики государства по обеспечению эффективной деятельности всех институтов социализации. Значимость этой функции государства резко возросла в современный период в связи с фундаментальными социально-экономическими, политическими и социокультурными изменениями, протекающими в ситуации неоднозначности и социальных рисков.
Дезинтеграция системы традиционных институтов социализации в передаче молодому поколению социально значимых ценностей и норм поведения в обществе проявилась в ряде негативных показателей. Вместе с тем поиск способов реализации энергии, объективно свойственной молодым людям, их интересы, притязания и амбиции повысили значимость такого института, как общественные объединения, являющегося непременным элементом гражданского общества.
«Оранжевая» революция и активное участие в ней молодежи (Киев, 2004–2005 годы), события в парижских пригородах, а затем – поджоги машин молодежью кварталов (ноябрь 2005 года), беспорядки в Греции, Бельгии и других западноевропейских странах были панически восприняты глобальными СМИ. Ученые, политики и комментаторы заговорили об опасности новых молодежных революционных выступлений. Всё это вызвало интерес к теме общественных, и особенно, молодёжных общественных объединений.
На 1 января 2008 г. в Республике Беларусь числилось 2325 политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, из них – 156 составляли молодёжные [26, с. 25]. Государство, со своей стороны, создало прочный правовой фундамент для возникновения и функционирования общественных объединений в Республике Беларусь. Право на свободу объединений, закрепленное в статье 36 Конституции Республики Беларусь, является одним из основополагающих прав и свобод человека [15, с. 9]. Правовая база общественных объединений в Республике Беларусь полностью соответствует нормам международного права [5, 18]. Государство всесторонне поддерживает общественные формальные объединения, которые не противоречат нормам права. Под государственной поддержкой общественных объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РБ в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Цель поддержки – создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию граждан в общественной жизни [8, 9, 33, 34, 35].
Молодежные общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. ............