Цымбаренко Наталия Игоревна, студентка 3 курса юридического колледжа Российской академии правосудия(ЮК РАП).
Введение.
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития нашего государства является завершение судебной реформы. Составной частью ее является решение вопроса о месте военных судов в системе органов правосудия.
Военные суды существуют уже на протяжении 300 лет. Возникли они при Петре I в 1716 году при создании регулярной армии. Низшей инстанцией в этой структуре был полковой суд, который рассматривал дела в отношении всех офицеров и низших чинов, совершивших преступления, которые не имели особого государственного значения. Высшей инстанцией являлся генеральный военный суд, в юрисдикцию которого входило рассмотрение дел о важных государственных преступлениях. В военное время предусматривалось создание «скорорешительных» судов. Последнее слово по делам, рассматриваемым военными судами, оставалось за царем.
Декретом «О суде» №1,принятым 22 ноября 1917, года все существовавшие в то время судебные учреждения, включая военные и морские суды, были ликвидированы. Дела в отношении военнослужащих начали рассматривать местные суды, однако они с этой работой, имеющей существенную специфику, фактически не справлялись и допускали много серьезных судебных ошибок. К тому же они не могли оперативно рассматривать уголовные дела в связи с удаленностью воинских частей.
В связи с этим по инициативе командования в частях, ведущих боевые действия, стали создаваться в начала ротные и полковые товарищеские суды для рассмотрения дел о малозначительных правонарушениях, затем фронтовые полковые суды, рассматривавшие дела о преступлениях, за которые предусматривалась мера наказание в виде лишения свободы до 5 лет. Военная обстановка требовала создания специальных судов, которые были бы организационно связаны с воинскими частями, могли оперативно и в соответствии с законом рассматривать уголовные дела и вести активную профилактическую работу по предупреждению преступлений и укреплений воинской дисциплины.
Первые революционные военные трибуналы возникли в июле-октябре 1918 года, а к концу 1918 года сформировалась система военных судов: военные суды армий-фронтов – Реввоентрибунал Республики. Перед окончанием гражданской войны 1921 году была попытка упразднить Реввоентрибуналы с передачей всех уголовных дел для рассмотрения в общих судах. Однако вскоре стала очевидной ошибочность такого решения и в 1922 году военно-судебные органы были восстановлены во всех военных округах и на флотах. Они доказали свою жизнеспособность как в годы мирного строительства, так и в годы Великой Отечественной войны, а также в после военное время.
В апреле 1992 года военным трибуналам было возвращено их первоначальное, историческое название – военные суды. В настоящее время в военно-судебной системе действует 151 военный суд, из них 13 окружных (флотских судов) и 138 судов гарнизонов и объединений. Следует также отметить, что в настоящее время 5 военных судов дислоцируются за пределами Российской Федерации.
Военные суды.
Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу, по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Задачи военных судов:
1 Обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений.
2 Обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Военным судам подсудны:
1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. ............