Современный религиозный экстремизм в Таджикистане (социально-философский анализ)
ислам таджикистан экстремизм
Таджикистан переживает трудный период в своей новейшей истории. Современную Таджикскую обществу мы не можем отнести к благополучным. Оно находится на начальных этапах движения к нему. После распада СССР в Таджикистане началось гражданский война, который привел социальную и экономическую жизнь в полный разрушение. Всплеск религиозно исламистского экстремизма для Таджикистана связан с особенностями социального и внутриполитического процесса на рубеже конца 80-х – начала 90-х годах. Этот обстоятельство подставило под угрозу само существование Таджикистана как государству и его целостность. Например, народ Таджикистана испитваль на себя горький опыт гражданской войны. Корни этого конфликта началось с лозунгами свобода единства, но закончились кровавым и варварским конфликтам между различными социальными группами в Таджикистане. Начиная с 80 х. годов в Таджикистане проявили себя нетрадиционные религиозные организации, которые я бы назвал первые зерно религиозного экстремизма. В Таджикистане более 90% население исповедуют ислам суннитского толка. Исламская социальное доктрина прочно укоренился в социальную культурную и бытовую жизнь население Таджикистана. Результаты социологических исследование по теме «роль ислама в обществе Таджикистана» проводившихся в течение последних пяти лет ЦСИ «Шарк» показывают что для подавляющие части население Таджикистана, практически для всех таджиков ислам выполняют следующие функции:
· является основой культурной парадигмы;
· остается, одной из важнейших составных идентичности опережая по степени важности гражданскую и этническую идентичности:
· выступает как основа мировоззрение и мировосприятие:
· является основой морали, норм общественного и индивидуального поведение:
· играет роль социокультурного регулятора общественной и частной жизни:
Это значит что ислам для народа Таджикистана мировоззрение культура образ жизни и мораль. В гораздо меньшей степени ислам это право. По нашему мнению радикализм и агрессивность противоречат духовной сути ислама, его предназначению. Ученные объясняют фактор возникновение и активность исламистского экстремизма внутренней кризисностью постсоветского общества Таджикистана. Объясняя реакционной – экстремистское моменты, которые появились около ислама, исследователи справедливо отмечают, что они появляются более всего в странах с низким уровнем социально-экономического развития, в странах, разрушенных войнами и разного рода переворотами1. Религиозно исламистский экстремизм, рожденный в условиях республике Таджикистана или привнесены из вне имеет не только религиозный характер, но и, безусловно, отражает особенности культуры, традиций, менталитета и истории народа. В настоящий время в Таджикистане идет процесс роста религиозного сознание среди молодежь. Но при этом воздействием религиозно экстремистских групп привесные из за рубежа радикализуют современный ислам в Таджикистане. На мой взгляд, этот процесс таит в себе большой опасности для общества, государство и для традиционного ислама ханафитского мазхаба, который по нашему мнению более толерантно относится к современным глобальным вызовам современности. Говоря о собственно религиозных корнях исламского экстремизма, отметим упадок в годы советской власти традиционного для таджикистана ислама ханафитского толка. ............