Министерство образования РФ
Ставропольский государственный университет
РЕФЕРАТ
по педагогике
на тему: «Современный ВУЗ как открытая образовательная система»
Выполнила: Чаплина Галина
Ставрополь, 2003
План
Введение. 3
1. Понятие открытой системы, ее свойства. 4
2. Внутренняя структура ВУЗа. 7
3. Внешняя структура ВУЗа. 9
4. Информационные технологии в открытых образовательных системах. 11
Заключение. 13
Литература. 14
Введение
Структура высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими факторами [3, c.3]:
Повышение самостоятельности
вузов в решении своих проблем, обусловленное развитием многоканального финансирования,
а в правовом плане – появлением нормативных актов (Закон «Об образовании»,
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), создающих
правовую основу самостоятельности вуза в решении вопросов структурных
преобразований; Изменение запроса на
образовательные и научно - исследовательские услуги и работы. В перечне вузовских специальностей и направлений появилось большое количество новых, нередко не укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других образовательных подразделений вуза. Многие вузы создали школы бизнеса, факультеты и институты, пошли по пути выделения новых специальностей в самостоятельные подразделения или, наоборот, укрупнения факультетов, объединения их в институты.
На современном этапе ВУЗ не может успешно функционировать, будучи закрытой системой. Поэтому большое значение приобретает изучение ВУЗа как открытой образовательной системы, ее целей, задач и структуры.
1. Понятие открытой системы, ее свойства В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный [7, 22].
Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций.
В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В этом случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.
Ситуационный подход (М.Альберт, С.Доннел, Ю.Ю. Екатерино-славский, Г. Кунц, М.Х. Мескон, Т. Питерс, Р.Уотерман, Ф.Хедоури и др.) есть управление образовательным учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.
В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [1, c.6].
Различают закрытые и открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. ............