Часть полного текста документа:Сознание Сущность, феномен и развитие сознания. Сознание и психические процессы С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Для познания окружающего мира необходимо его осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания - написав эти слова, я сразу представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу могу разобраться в произошедшем и окружающем. Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть. В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание - это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно. Теоретические основы сознания Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания: Аноэтичное сознание (процедурная память) - это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них. Ноэтичное сознание (семантическая память) - это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание. Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) - это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни. Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее. Исследование мозга, функциональная асимметрия Следующий этап в изучении сознания - исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа. Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков. Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга. Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание - в правом полушарии, а знание языка - в левом. Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания. ............ |