ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Курсовая работа по теме:
Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого «Я».
Выполнил: студент второго курса, группы И-23
Груздев Андрей Александрович.
Проверил: д.ф.н., проф.,
Райбекас Альберт Янович.
Красноярск 2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Сознание и психика. ……….…………………………………………………….4
Сознание в истории философии………………………………………………...5
Сознание и психика………..……………………………………………………..8
Уровни сознания………………………………………………………………....8
Сознание как проблема в современной философии…………………………...9
Сознание и самосознание……………………………………………………….17
Феномен Я и субъект в философии Декарта…………………………………..19
Феномен человеческого Я……………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография…………………………………………………………………….27
Введение.
Эта работа посвящена проблеме сознания и феномену человеческого Я. В начале работы, в главе «сознание и психика», дается определение понятий «сознание» и «психика» и рассматривается генезис понятия сознания в истории философии. Ниже, в качестве содержания сознания, дается описание уровней сознания. Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна корректная дефиниция феномена сознания и человеческого Я. Позже рассматривается феномен Я и субъект в философии Декарта, как понятия оказавшие немаловажное влияние на понимание этого феномена последующими философами. Затем феномен человеческого Я рассматривается в истории философии.
Сознание и психика.
Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа»(1). Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание приобретает идеальную форму и выступает как знание. Сознание ориентировано на аксиологические нормы социума, которые признаются и субъектом. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими»(2).
Для философии характерно решение вопроса о соотношении сознания и бытия, где сознание выступает основой субъективной реальности. ............